Первый день прений: о чем говорили гособвинители и сторона семьи Нукеновых
Сегодня, 2 мая, судья Айжан Кульбаева все же объявила о завершении судебного следствия по делу Бишимбаев, которое должно было окончиться ещё 24 апреля. Суд приступил к прениям. Первыми выступили гособвинители, брат убитой Салтанат Нукеновой и защитники потерпевшей стороны. Рассказываем о ключевых моментах судебного заседания.
«Салтанат была как лучик света»
Государственный обвинитель по делу Бишимбаева и Байжанова Айжан Аймаганова начала свою речь в прениях с обращения к присяжным:
«Я не знала Салтанат, как и многие здесь присутствующие. Но в ходе судебного процесса мы поняли, что Салтанат Нукенова была как лучик света — яркой и жизнерадостной, светлой, улыбчивой и доброй девушкой».
В ходе своего выступления, гособвинители вновь показали присяжным фотографии избитой Салтанат, которые она сама отправляла близким, и скриншоты с видеороликов, которые делал Бишимбаев в день убийства. Жестокие кадры расправы скрыли от представителей СМИ, но все присутствующие и зрители онлайн-процесса могли увидеть реальный размер гематомы, послужившей причиной смерти.
«Это единственная правда за весь процесс»
Айжан Аймаганова призналась, что впервые встречается с таким случаем, когда на скамье подсудимых находится образованный человек из интеллигентной семьи. И несмотря на внешнее благополучие, Бишимбаев «поставил свое эго и тщеславие выше жизни Салтанат».
«Ум есть, а сердца нет!» — сказала она.
Она также отметила: в день убийства Бишимбаев унижал Салтанат, а в последующем на суде продолжил порочить ее имя, лгать и не признавать вину. Но фатальной ошибкой, по ее мнению, стало то, что обвиняемый забыл о содержимом своего телефона.
«На видео Салтанат, ещё способная что-то говорить, но не защищаться, демонстрирует рубашку — розовую — с пятнами крови. При этом она говорит Бишимбаеву: «Ты сядешь на 10 лет». Рубашка, действительно была розовая, и это единственная правда за весь процесс», — добавила Аймаганова.
«Салте навсегда останется 31»
В качестве сопровождения своей речи брат убитой, Айтбек Амангельды, вывесил портрет улыбающейся Салтанат в свадебном платье. Он рассказал присяжным о главном желании Салтанат — стать мамой. А также вспомнил и о совместных планах на 2024 год — они хотели сделать сюрприз на 60-летие родителей, отправиться всей семьей на отдых.
«В этом году маме с папой исполняется 60. А Салте навсегда останется 31», — произнес брат убитой.
Говоря про Бишимбаева и его жестокость, Айтбек еле сдерживал эмоции:
«Для нас с вами это немыслимый акт жестокости, для него это был обычный четверг. 9 ноября для него обычный день, в котором он видит себя как лучшего представителя человечества, а всех остальных как инструменты служения ему и его целям».
«Предел достигнут»
Адвокатка потерпевшей стороны Жанна Уразбахова подчеркнула общественную важность обвинительного вердикта присяжных:
«Дело Салтанат стало резонансным не потому, что подсудимый — бывший министр, а потому что предел уже достигнут».
Убийство Салтанат стало последней каплей в многочисленных фактах насилия над женщинами, и обнажило еще одну проблему общества — равнодушие:
«Это немыслимое по своей жестокости преступление. Оно не только о жестоком убийстве молодой девушки, но и о равнодушии, жестокости и трусости. У нас не один подсудимый, а двое. Второй подсудимый Байжанов как раз привлекается за то, что он не помог, и даже малейшего сочувствия не проявил. Держал за руку, как он сказал, уже холодную Салтанат, не пытался ее спасти».
«Паразитарная часть, прослойка общества»
Выступление адвоката потерпевшей стороны Игоря Вранчева стало завершающим в обвинительной части судебного заседания. После него в прения включилась защитница Бишимбаева Лейла Рамазанова.
«По-моему здесь единственное правильное решение — признать Бишимбаева виновным, не дав ему шанса выйти на свободу когда-либо. Вы освободите весь наш народ от этих паразитов, благодаря которым у нас свыше тридцати лет объявлена независимость, но нет никакого продвижения. Эта паразитарная часть и прослойка общества — а мы знаем, в какой период она возникла и за счет чего они стали министрами и крупными бизнесменами, они продолжают быть», — высказался Вранчев.
Он также добавил, что если Бишимбаеву удастся избежать уголовной ответственности, «в нашей стране дальше будет делать нечего, все будет продолжаться и дальше», «беспредел и полная безнаказанность».