Не получил(-а) грант. Что делать дальше?
В 2023 году 11 класс окончило более 172 тысяч школьников, но после суровой вступительной гонки многие остались без грантов. Что делать дальше и как складывается судьба школьников, оставшихся без бюджетных мест – рассказываем далее.
Почему расстраиваемся?
Для части казахстанских школьников грант может быть единственной возможностью получить высшее образование. Но как рассказывает психолог Светлана Богатырева, что для другой категории школьников получение гранта – психологическая история:
«Это про социальные ожидания ребенка, про то, насколько семья делает ставку на него и его академическую успеваемость, насколько школа подтверждает свой статус количеством выпускников, получивших гранты. Это социальное давление с двух сторон: со стороны семьи, со стороны школы. И, конечно, дети испытывают его на себе. Это постоянно муссируется, это постоянно озвучивают, особенно в последний год обучения в школе. Дети быстро перенимают такую философию, такую логику отношения к вопросу, даже если есть вариант коммерческого обучения, все равно это какой-то такой социальный престиж, что подпитывается и поддерживается».
В действительности же гранты не являются показателем «успешности». Результаты ЕНТ, по которым и распределяются бюджетные места, во многом зависят от подготовки школьника, но излишнее волнение или плохое самочувствие в день экзамена могут легко навредить организму и повлиять на результаты.
Вы не одни: всего для поступления на бакалавриат в 2023-2024 учебном году выделено около 73 тыс. грантов, то есть 58% других выпускников также не получили права учиться бесплатно. К примеру, исследователь и кандидат исторических наук Андрей Шенин отмечает, что не получить грант после окончания школы –- это далеко не провал:
«Можно вполне пойти поработать годик – в таком возрасте плюс-минус год большой роли не играет».
Как действовать дальше?
Для начала нужно проработать и принять свои эмоции. Психолог Светлана Богатырева отмечает, что не поступивший выпускник переживает процесс горевания, сравнимый с потерей близкого, но слабее по силе:
«Очень важно помочь человеку правильно пережить этот процесс горевания, который состоит, как известно, из нескольких стадий, в которых перемешаны и агрессия, и торг, и отрицание, шок. Поэтому полезно быть рядом, не отрицать никаких эмоций человека, не пытаться сразу все перевести в какой-то ложный позитив “Да все будет хорошо. Да ты устроишься, да все у тебя наладится”. Нужно не обесценивать эти эмоции и погоревать вместе. Признать, что так получилось, пережить эти эмоции и отпустить, дальше продолжать строить планы и стратегии. Ключ в том, чтобы выходить на действия. Это случилось – да, мы это пережили. Теперь, что дальше?»
Если нет возможности учиться на платном отделении, то нужно подумать, на что и как потратить освободившийся год. Проджект-менеджер Виктор Матвиенко советует рассмотреть альтернативные способы образования:
«Я думаю, что нужно выбрать какое-то направление, которое близко человеку, которое нравится ему, которое он бы хотел изучать. Может быть на какие-то курсы пойти, в интернете что-то почитать, посмотреть на YouTube какие-то ролики. Также можно устроиться в компанию помощником, познакомиться с людьми, которые работают в этой сфере, нарабатывать навык и получать опыт. Потому что образование образованием, но все равно большинство компаний смотрит сейчас на опыт. Даже если у человека нет никакого образования, но есть опыт в этой сфере, он умеет что-то делать и показывает результат, то это будет гораздо большим плюсом, чем даже высшее образование».
В первую очередь нужно отказаться от мысли «я теряю год». Наоборот, за год можно попробовать себя в нескольких направлениях и уже с полным пониманием своих целей выбрать университет и специальность. Также за год можно создать финансовую подушку и уже не бояться не получить бюджетное место в следующем году. Андрей Шенин на этот счет говорит следующее:
«Если цель просто получить грант, то посмотрите на не самые популярные специальности. Казахстан не Нью-Йорк и не Брюссель, тут нет сотен организаций для международников, и не Гаага для будущих юристов. Поэтому можно и по другим направлениям посмотреть».
История студентки без гранта
Учиться на отлично в университете и построить успешную карьеру можно и не поступив на грант. Своей историей с нами поделилась Мария Абадиева – режиссёр, кинопедагог, директор международного кинофестиваля «Мечтатель»:
«Я поступала в Каз НАИ им. Т. Жургенова в 2009 году на режиссуру игрового кино. Творческие экзамены сдала на высшие баллы, но по итогу при суммировании с ЕНТ баллами до гранта не хватило 2–3 балла. Слышала о том,что можно купить грант, но я стремилась поступить своими силами, это была моя принципиальная позиция. Но меня не остановило то, что я не на гранте: было куда важнее воплотить свою мечту, и я целенаправленно шла к ней».
Несмотря на успехи в учебе и ходатайства преподавателей, Марию не хотели переводить на грант вплоть до середины 4 курса (тогда на режиссуре учились 5 лет), но все-таки целеустремленная студентка добилась своего:
«Наконец то я получила грант, видимо достала всех этим. Хотя за это время куча студентов бросали учёбу, грантовые места освобождались, и я могла бы поступить и раньше. Наверное, в то время я чувствовала, что это самая большая несправедливость в моей жизни. Тем не менее, я добилась своего: меня перевели на грант, и оставшиеся 1.5 года я училась на гранте с повышенной стипендией, так как была отличницей. Окончила вуз я на красный диплом».
А на 5 курсе Мария вновь убедилась, что система распределения грантов не всегда выявляет самых перспективных студентов:
«К концу 4 курса я узнала, что в Фонде Первого президента существует стипендия для талантливых и активных студентов. Я подала заявку и прошла. Так что на 5 курсе у меня была ещё стипендия от Фонда. Это меня сильно мотивировало в учебе, так как мои знания и успехи оценили, и я подумала, весь этот путь не был зря».
Сделаем выводы
Грант – не определяющий фактор в жизни. Сейчас есть множество возможностей, чтобы стать специалистом в определенной сфере, нужно лишь посмотреть немного шире. Главное – не терять веру в себя и искать способы реализации своих целей.
Виктор Матвиенко напоминает:
«В любой сфере, где бы не развивался человек, нужно быть жадным на знание, нужно быть активным, в каких-то моментах проявлять инициативу, не быть посредственным человеком. В таких случаях будет успех в любой сфере. Человек будет развиваться, и неважно, будет у него образование или нет. Поэтому в первую очередь нужно развивать внутренние качества: лидерские качества, напористость, инициативность, проактивность».
Мария же советует никогда не сдаваться и верить в себя:
«Я думаю, что если не получил грант, это не повод сдаваться. Всегда нужно искать новые возможности, стремиться к своим целям и достигать их. То, как сложится твое будущее, во многом зависит от тебя».
От себя же напомним, что есть гранты и стипендии от частных фондов и компаний, которые также можно рассмотреть. Об этом мы писали ранее. То есть госгранты не единственный способ учиться в вузе бесплатно, более того грант не способ жить, а лишь средство, каких много.