Молодежь говорит: Канада, Индия
Сегодня в нашем выпуске Канада и Индия. В далекой Канаде молодежь, как говорит ее представительница, либеральна и задумывается о лучшей жизни. Волонтерство здесь очень популярно, тогда как в Индии, по признанию нашего собеседника, это считается пустой тратой времени, поскольку молодежь тратит основные усилия на то, чтобы заработать на жизнь.
Бриенн (20), Канада, изучает медиа, в Германию приехала на практику:
«Если мы сейчас что-то сделаем не так, то это отразится не на нас, а на следующих поколениях»
«Про Канаду редко передают в мировых новостях, потому что у нас все довольно стабильно.
Люди, приехавшие в страну после Великой депрессии – поколение наших родителей и бабушек-дедушек – довольно консервативные люди, которые не хотят никаких перемен. Их все устраивает. Молодежь более либеральна, больше задумывается – об окружающей среде, о лучших условиях жизни. Либеральное движение постепенно набирает обороты. Года два назад на выборах победила либеральная партия, она сейчас у власти – для нас это было большим изменением в политической жизни, либералы не были у власти лет двадцать.
Мы очень политизированы. Ходить или не ходить на выборы – здесь вообще не вопрос, причем молодежь сама же призывает к тому, чтобы вы сделали свой выбор. Нас агитировать не нужно – обычно агитируем мы.
В сети гуляла шутка, что, мол, правительство Канады – это организация, где каждый на своем месте: здравоохранением занимается врач, финансами – бизнесмен, наукой – доктор наук, спортом – действующий паралимпиец. Так ведь это же как раз нормально! Было бы странно, если бы это было не так!
У нас много маршей и демонстраций; они все – не против, а в поддержку чего-то, большинство – мирные. Яростные протесты, с поджиганием машин и массовыми беспорядками были на моей памяти только один раз – и то по поводу проигрыша в хоккее. А марши – они для позитива. Вот недавно был марш к Международному женскому Дню – идея была в равенстве, но мы не протестовали против дискриминации, а наоборот, пытались выразить поддержку женщинам.
Очень много организаций, занимающихся молодежью и детьми – есть образовательные программы, центры по работе с детьми из неблагополучных семей, молодыми людьми с аутизмом, для девушек – образование и карьера. Вообще, сама молодежь тоже активная, с идеями, с позицией. Концерты, клубы для общения международной молодежи, акции вроде Дня Земли и дня уборки города – это все мы любим и делаем. Есть одна программа, мне она очень нравится, называется “Big brothers, big sisters” – это когда у детей и подростков появляется старший друг, опекун, тоже из числа молодых людей, буквально на несколько лет старше, который тебя поддерживает и учит чему-то. Это здорово, так заводятся новые знакомства, многие ребята становятся друзьями. У старших ребят иногда проще спросить что-то, что не скажешь родителям.
Некоторые организации работают за счет пожертвований, но в основном деньги идут от спонсорства – если у вас есть идея, получить средства на реализацию от крупной компании довольно легко. Главное – объяснить, почему мы этим занимаемся, почему это важно, и предоставить план. Большинство таких организаций имеют волонтерскую основу – само по себе волонтерство в Канаде очень распространено, я могу назвать как минимум человек двадцать из моих знакомых, кто волонтерит регулярно. Я ездила волонтером в Панаму, но большинство волонтеров работают внутри страны – наверное, у нас не очень рекламируют волонтерские программы за рубежом. За рубеж волонтерить вообще рвется не каждый – многие знакомые меня спрашивали, мол, зачем ты туда вообще поехала – хотя я такого подхода не понимаю.
Направлений работы много – от международных отношений до приютов для бездомных и окружающей среды. Поколение наших родителей было в социальном плане очень пассивным, а мы привыкли думать о том, что если сейчас что-то сделаем не так, то это отразится не на нас, а на следующих поколениях. Это учит ответственности.
У нас половина молодежи живет с родителями до окончания университета, другая – отдельно, даже если в том же городе – это хоть и дорого, но обычная практика, но вот, например, учиться за границу отпускают далеко не всех и совсем неохотно. Может, это еще и потому, что Канада географически расположена очень далеко от всех, и мы никогда не вылезаем из своей «скорлупы». Я бы сказала, наше поколение, по сравнению с родителями, гораздо больше открыто чему-то новому, мы проще адаптируемся к переменам и легче на подъем. Для них некоторые вещи могут быть непонятными или тяжелыми, думаю, это потому что во времена их молодости было больше каких-то угроз для счастливой жизни. У них вся жизнь прошла как по расписанию – сначала учеба, работа, потом семья, они не выезжали никуда почти. А сейчас глобализация, общие идеи, мир открыт».
Прабханжан (30), Индия, магистрант специальности «Прикладная математика в цифровых медиа»:
«Выбирая между квалифицированным специалистом и представителем «неприкасаемых», по закону на работу будет принят второй»
«Когда мне было 18, молодежь была совсем пассивной. Никого ничего не интересовало. Те, кому сейчас 20+, очень интересуются политикой и обществом. Правосознание возросло, люди начинают задумываться, как те или иные события могут повлиять на нашу жизнь. С расцветом медиа и интернета мы стали больше интересоваться тем, что происходит в мире, сравнивать с тем, что происходит у нас в стране. По сравнению с тем, насколько неактивной была молодежь лет десять назад – разница огромна.
Люди верят, что сами могут повлиять на эти изменения. Демонстрации и марши – обычное дело, будь то протест против политики государства или поддержка какой-то инициативы. Недавно у нас была акция – люди выступали за изменение выборных бюллетеней, хотят, чтобы там была колонка «против всех». В основном подобными инициативами занимаются студенты или общественные организации. Программ для самой молодежи тоже много – и в плане образования, и просто обучение всяким навыкам, еще есть кампании в поддержку донорства, или, например, организация гуманитарной помощи при стихийном бедствии. Большинство подобных организаций работают на волонтерской основе, хотя само по себе волонтерство в Индии не очень распространено – люди не хотят тратить свое время и не получать за это никаких денег, спрашивают, «зачем мне это?». Я бы сказал, это из-за того, что сами зарплаты здесь небольшие – у нас нет стабильного ежемесячного оклада, как в Германии, все зависит от твоей работы, от компании, и люди думают в первую очередь о том, как заработать на жизнь – поэтому волонтерство – что-то вроде траты ресурсов, времени.
То, что у нас нет среднего класса – неправда, но разделение между богатыми и бедными колоссальное. Есть те, кто не может позволить себе крышу над головой, а есть элита. Средний класс – тоже понятие растяжимое. К нему относятся и те, кто может просто позволить себе хорошо питаться каждый день, те, кто могут без проблем отправить детей в школу, и те, кто может позволить себе недешевую технику, компьютеры. Кастовая система все еще существует, и это тоже сказывается на качестве образования и работы. Распределение в университет или в школу, например, идет в процентном соотношении по кастам – то есть, если у вас есть сто свободных мест, вы должны будете отдать 10% представителям одной касты, 20%- другой. Предпочтение отдается «Неприкасаемым», независимо от того, каков их материальный статус и уровень знаний. Если у вас одно вакантное место в компании, и к вам придет очень образованный, высококвалифицированный специалист и человек из касты «неприкасаемых» без надлежащих навыков, по закону на работу будет принят второй, и ты ничего не сможешь с этим сделать. Есть те, кто покупают дипломы – таких процентов 80. Женщины тоже работают, но мы еще далеки от полного равенства полов – на высоких позициях редко встретишь представительниц прекрасного пола, так как они теряют несколько лет карьеры, создавая семью и рожая детей.
Наши родители во многом отличаются от нас тем, что их поколение было далеко от происходящего в мире. Они были к тому же гораздо беднее, и вся жизнь сводилась к работе и дому. Сейчас у нас есть Интернет и развивающиеся СМИ, которые, однако, не совсем независимы – в основном, они содержатся на деньги политиков и потому имеют свою издательскую позицию, поддерживая ту или иную партию. Читаешь Russia Today и BBC, и они показывают противоположный взгляд на вещи – у нас примерно то же самое, только на локальном уровне. «Нейтральные» медиа просто менее пристрастны. И все же, с глобализацией приходят мировые стандарты, молодежь хочет нововведений, чтобы у нас были те же блага, что и в мире. Да и вообще мы стали более мобильны – если мне не нравится работа, я просто пойду и найду другую. Стало легче создавать свой бизнес, после последних выборов 2-3 года назад снизился уровень бюрократии, многое можно сделать сейчас онлайн – в итоге вместо 4-5 месяцев ожидания ты открываешь компанию за 10 дней. Я говорил с родителями, и они в целом согласны со мной, что сейчас Индия развивается гораздо быстрее, чем когда-либо».