Краткая история патриархата: что с ним не так?
Патриархат – это уходящая система устройства общества, где власть сосредоточена у мужчин, а женщины находятся в подчинении. За последние века мы сильно продвинулись в правах и равенстве, но эта система все еще влияет на нашу жизнь: от политики и экономики до семьи и идентичности. Краткая история патриархата – это рассказ о том, как менялись гендерные роли и распределение власти, как он мешает развитию общества и что делать каждому человеку для его преодоления.
Вначале был матриархат
Истоки патриархата уходят в глубину человеческой истории. Согласно исследованиям антрополога Льюиса Генри Моргана, изложенным в труде «Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» (1877), первобытные общества часто были матрилинейными или эгалитарными, где родство велось по материнской линии, а власть распределялась относительно равномерно. Однако, как отмечал Фридрих Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), с переходом к оседлому земледелию, возникновением частной собственности и ранних форм государства накопленное имущество начало передаваться по мужской линии, что привело к усилению контроля над женщинами как «репродуктивным ресурсом». Это сопровождалось формированием института моногамного брака, который, по Энгельсу, должен был гарантировать законное отцовство и тем самым обеспечить непрерывность мужской власти и собственности.
Патриарха́т – форма социальной организации, в которой мужчина является основным носителем политической власти и морального авторитета, осуществляет контроль над собственностью, а отцы в семьях обладают лидирующим положением.
Матриарха́т – форма общества или социальной организации, в которой лидирующая роль принадлежит женщинам, в особенности матерям семейств этого общества.
С развитием религии патриархат получил сакральное обоснование. В христианстве, иудаизме и исламе образ женщины был двойственным: она была либо Евой – символом грехопадения и соблазна, либо Марией – олицетворением непорочности и духовного очищения для мужчины.
Философы античности также укрепили иерархии полов. Аристотель, например, утверждал, что женщина – это «недоразвитый мужчина», неспособный к рациональному мышлению в полной мере. Его политическая философия выстраивалась на естественном неравенстве: свободный гражданин, мужчина, имел власть над женщиной, ребенком и рабом. Патриархат стал тем основанием, на котором строилось понимание порядка.
Мужчинам – власть, женщинам – семью
Средневековье, раннее Новое время и модерн лишь укрепили эти установки. Даже в эпоху Просвещения, провозгласившего универсальные права человека, «человек» почти всегда мыслился как мужчина. Женщины были исключены из сферы разума, гражданства, участия в общественной жизни.
Далее патриархат закрепился в системах права, образования, религии, культуры. Женщина стала юридически зависимой: в большинстве стран до XX века она не имела права голосовать, владеть собственностью, распоряжаться собой. Ее роль ограничивалась семьей, бытом, материнством. В системе образования девочки обучались домоводству, рукоделию, религиозной добродетели. Женское тело оказалось объектом общественного контроля. Феминность стала культурным конструктом, требующим от женщины определенного поведения, внешности, проявлений.
Секси́зм – набор предрассудков и предвзятое отношение к людям или дискриминация людей по признаку пола или гендера; предубеждение, негативное отношение или антипатия по отношению к людям определенного пола.
Развитие патриархата влияло не только на женщин, но и на самих мужчин. Он диктовал довольно узкие нормы мужественности, запрещая проявление уязвимости и чувствительности, которые теперь считались женскими чертами. От мужчин ожидались сила, доминирование, эмоциональная закрытость, агрессия.
Так продолжалось до XIX – начала XX века: такие представления считались естественными и подкреплялись культурными и правовыми нормами.
Феминизм и разворот в ценностях
Во второй половине XX – начале XXI века под влиянием феминистских движений и борьбы за гражданские права женщины получили более широкий доступ к образованию, профессиональной деятельности и политическому участию, а традиционная модель, в которой мужчины выступали главными добытчиками, а женщины – хранительницами домашнего очага, постепенно утратила свою универсальность.
Понимание феминности перестало ограничиваться мягкостью и заботой, а маскулинности – силой и доминированием. Это привело к постепенному признанию принципа гендерного равенства как важной ценности современного общества, закрепленного не только в законах, но и в культурных нормах, хотя процесс его реализации все еще продолжается.
Феминизм – это признание того, что на протяжении истории к людям относились по-разному в зависимости от их биологического пола. На основании этих факторов общество предоставляло неравную степень власти мужчинам и женщинам.
Тем не менее социальные и экономические последствия патриархата масштабны.
По данным UN Women (2024), 1 из 10 женщин находится в состоянии крайней нищеты (это около 10 %), и женщин в крайности бедности значительно больше, чем мужчин.
Женщины чаще мужчин заняты в неформальном секторе, выполняют неоплачиваемую работу по дому, сталкиваются с дискриминацией при приеме на работу и продвижении. Разрыв в оплате труда по-прежнему сохраняется. Женщины получают в среднем на 20% меньше, чем мужчины за ту же работу (UN Women, 2024).
Насилие в отношении женщин также остается глобальной эпидемией. Каждая третья женщина в мире подвергалась физическому или сексуальному насилию, чаще всего – от партнера. В некоторых странах уровень фемицида (убийств женщин на почве гендера) критически высок: в Латинской Америке, Южной Азии, Африке. Женская бедность, медицинская уязвимость, неграмотность, ограничение свободы передвижения, запрет на аборты, отсутствие политического представительства – все это прямые следствия действия патриархального устройства общества.
Критика патриархата: почему он мешает обществу
Критика патриархата началась с появления феминистского движения, зародившегося в конце XVIII века в Европе, прежде всего в Англии и Франции, в ходе борьбы за права женщин в 1790-х годах. Во второй половине XX века, с развитием второй волны феминизма в Европе и США, она получила новый импульс. Мэри Уоллстонкрафт, Симона де Бовуар, Джудит Батлер, Луси Иригарей, Белл Хукс – лишь некоторые из интеллектуалок, поставивших под вопрос естественность гендерного порядка.
Современная критика патриархата становится интерсекциональной. Кимберли Креншоу и другие исследовательницы показали, что угнетение не сводится к одному полу, а пересекается с другими – расой, классом, сексуальностью, инвалидностью. Черные женщины, трансгендерные персоны, бедные женщины сталкиваются с множественным угнетением, которое нельзя анализировать в рамках только пола.
Патриархат к тому же поддерживается не только мужчинами, но и женщинами, включенными в систему как ее носительницы. Он работает через культуру, язык, образование, медиа, религию, порождая иллюзию нормальности и неизбежности.
Например, когда в семье девочке с детства говорят: «Главное – удачно выйти замуж, а карьера не так важна», или когда учительница в школе обращается к мальчикам за ответом на «сложные» вопросы, а девочкам предлагает «помочь с украшением класса». Эти фразы и действия могут казаться безобидными, но они закрепляют представление, что у мужчин и женщин разные «естественные» роли, и поддерживают патриархат, даже если сами говорящие этого не осознают.
Что делать?
В повседневной жизни преодоление патриархата начинается с личных практик:
- Важно поддерживать гендерно-чувствительное образование – интересоваться темами прав человека, истории феминизма, критически воспринимать информацию и уважать различия между людьми.
- В быту стоит разделять домашний труд, поощрять участие мужчин в заботе о детях и старших родственниках, а в общении – избегать сексистских стереотипов и поддерживать уважительный диалог.
- В культурном плане полезно выбирать и распространять медиа, где женщины представлены позитивно и многогранно, тем самым способствуя формированию более справедливого и инклюзивного общества.
Переход к постпатриархальному обществу может стать реальностью: например, в Исландии, по данным Global Gender Gap Report 2024, достигнуто наивысшее гендерное равенство в мире. Это результат системных реформ, политической воли и культурной зрелости общества.
Постпатриархальное общество не отрицает различия между людьми, и делает их поводом для уважения. Оно отвергает насилие, господство, подчинение и строится на сотрудничестве, заботе, солидарности, достоинстве. Это путь к более зрелой, справедливой и счастливой цивилизации.
Что почитать на эту тему:
- Ф. Энгельс. «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884)
- Б.Рассел. «Брак и мораль» (1929)
- Л.Г.Морган. «Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» (1877)
- UNESCO (2020). Global Education Monitoring Report. Gender report: A new generation.
- WHO (2017). Violence against women prevalence estimates.
- UN Women (2023). Progress on the Sustainable Development Goals: The Gender Snapshot.
- UNDP, UNFPA (2019). Gender and Health
- UN Women (2022). Facts and Figures: Leadership and Political Participation.
- HeForShe и White Ribbon https://www.heforshe.org, https://www.whiteribbon.ca
- Eurostat (2022). Statistics on the structure of families.
- World Economic Forum (2024). Global Gender Gap Report.