Как предотвратить агрессию среди подростков?

Буллинг в Казахстане оставляет глубокие травмы. Почему дети становятся жестокими? Мнение психолога Светланы Богатыревой

Для многих детей в Казахстане буллинг становится не просто неприятным эпизодом, а настоящей травмой, которая оставляет след на всю жизнь. Почему дети становятся жестокими друг к другу? Беседуем с психологом Светланой Богатыревой. 

Мы все привыкли слышать слово буллинг, но для начала давайте сделаем ремарку и остановимся на этом понятнее подробнее. 

Социальный театр


«Буллинг — это повторяющееся действие, которое совершаются с умыслом. Направлено на кого-то, кто отличается от группы по тому или иному признаку. Это может быть внешность, национальность, язык, способ говорить, социальный статус, успехи в школе. Иными словами есть среда, а ребенок, который отличается от нее рискует оказаться объектом буллинга. Грубо говоря, буллинг — это социальный театр, который возникает из-за конфликта статусов. При этом это не здоровое лидерство, а установление социального статуса агрессивным способом», - объясняет Светлана. 

Почему именно подростки?


Расцвет буллинга приходится на ранний подростковый период, потому что именно в это время ведущим видом деятельности становится общение со сверстниками.

«Основные паттерны  (паттерны ─ это повторяющиеся шаблоны поведения человека. прим.ред) своего поведения мы берем из семьи, закрепляем их из детства и несем с собой в жизнь. Но подростковый период - это тот возраст, когда семья отходит на другой план. В это время ребенку  очень важно быть значимым среди сверстников. Поэтому расцвет буллинга приходится на ранний подростковый возраст. И, конечно, те нормы общения, которые приняты в этом обществе он закрепляет и транслирует это дальше.  Если он сам когда-то подвергался насилию в семье или другой детской социальной группе, то он берет это поведение как модель», - говорит психолог.

Интернет - всего лишь инструмент

Многие могут утверждать, что дети становятся агрессивнее из-за новых технологий и социальных сетей, но по мнению психолога - это всего лишь инструмент.

«Интернет — это в первую очередь инструмент. Например как нож, им можно салат нарезать, а можно убить человека. Тоже самое и здесь. Но если раньше кого-то травили в школе, когда он приходил домой  у него была передышка, а сейчас благодаря технологиям это происходит 24/7. Я бы не решилась сказать, что интернет становится причиной увеличения агрессии. Все таки, это технология, которая чуть усиливает, то что и так есть», - делится мнением Светлана.

Не вся агрессия - это плохо

Светлана подчеркивает, что у нас немного демонизировали понятие агрессии. Ведь это часть нашей психической энергии и именно агрессивные импульсы позволяют нам добиваться спортивных или любых других социальных достижений.

«В основе всех наших желаний встать с дивана и что-то сделать лежит как раз агрессивный импульс. Поэтому представить человека совершенно без агрессии невозможно. Это была бы тряпочка, которая ничего не достигает и никуда не стремится. Вопрос в том, как человек обходится с агрессией, как он ее направляет и куда реализует. Пускать свою злость во благо, а не во вред нужно учить с детства. Но,  к сожалению, в нашем обществе  это не принято. И практически никто не умеет делать это конструктивно.  Родителям нужно учить детей обходиться с агрессией так, чтобы она не выливалась на других и не причиняла им вред. Как чайник — кипишь, но на других не брызгаешь», - отмечает она.

Все решит весомый взрослый

Чаще всего дети не могут справиться с буллингом самостоятельно. Здесь нужен взрослый, который имеет вес в коллективе, и может уравнять статусы детей и восстановить баланс сил.

Кроме того, для борьбы и профилактики буллинга очень важна роль педагога и администрации.

Светлана Богатырева, Психолог, руководитель общественной некоммерческой организации.

«Педагогу нужно работать над этим потому что он отвечает за климат в детском коллективе: знакомить и разрабатывать правила, следить за их соблюдением, в случае несоблюдения привлекать администрацию, инспектора по делам несовершеннолетних, родителей. Все должны понимать, что дети любить друг друга не обязаны, но обязаны уважать границы друг друга. И за это ответственность несут педагоги. Кроме того, практика показывает, что всякие занятия про развитие эмпатии, сострадание и сочувствие друг к другу работают плохо. В вопросах буллинга работает знание прав и соблюдение границ друг друга», - говорит Светлана. 

Как решить проблему?


Буллинг забирает энергию детей, они не могут учится и могут получить серьезные психологические проблемы, неврозы и депрессии, считает эксперт.

«С сентября  государство внедряет финскую программу KiVa, направленную на уменьшение травли в школах. Она включает действия и руководство как для предупреждения травли, так и для решения конфликтов.  Проект реализуется в 110 школах в качестве пилотов, затем  программа будет запущена во всех школах», - подытожила Светлана. 

Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Youth.kz»