Красный дельфин: есть ли повод для паники?
Trigger warning: упоминание суицида, селфхарма и деструктивных групп
За последний месяц произошел скачок суицидального поведения у подростков Казахстана: на данный момент известно о 4-х тинейджерах, совершивших самоубийство. Это вызвало волнение у населения: в родительских и школьных чатах в качестве причин обсуждаются «группы смерти» в социальных сетях, подростковые книги и новеллы в жанре фэнтези, а также видеоигры «Schoolboy runaway» и «Flashback» (кстати, в них Factcheck.kz не нашел призывов к опасным действиям или информацию, пропагандирующую суицид).
Пытаемся разобраться в этом потоке информации и дать рекомендации по контролю за контентом, который потребялют дети.
В данном материале мы не обсуждаем совершенные самоубийства и не пытаемся найти их причину. На момент написания материала обстоятельства произошедших трагедий выясняются.
Возвращение «Синего кита»?
В 2010-х по всему миру прошла волна популярности игр и «групп смерти», таких как «Синий Кит», «Разбуди меня в 4.20», где участникам предлагалось выполнить 50 заданий. В последнем задании предполагался демонстративный акт самоубийства. Исследователи тогда говорили и о том, что, возможно, влияние «групп смерти» было переоценено, а игры набрали популярность после статьи Новой Газеты, которую обвинили в разведении массовой истерии и манипуляции причинно-следственными связями разных ситуаций.
Такие обвинения основаны на синдроме Вертера, когда общественный резонанс, особенно в СМИ, может вызвать подражательные суициды среди молодежи и людей, переживающих нестабильное состояние. Такие люди с большей вероятностью склонны идентифицировать себя с образом погибшего, романтизируя его.
Но несмотря на резонанс, который создают медиа, «группы смерти» существуют и несут колоссальное деструктивное влияние на подростков. И хотя их стараются оперативно удалять с онлайн-площадок, этим летом среди детей обрела популярность новая игра «Красный дельфин».
Что из себя представляет игра?
«Красный дельфин» практически сразу вызвал ассоциации к игре «Синий кит» и как оказалось не зря: одно из первых сообществ во ВКонтакте, посвященных «дельфину», в 2017 году на своей страничке призывал к игре в «Синего кита» и «Разбуди меня в 4.20».
Мы зашли в закрытые телеграмм-каналы с исследовательской целью. Там стало ясно, что принцип игры в «Красного дельфина» достаточно схож со своими предшественниками, однако «дельфин» разделился на несколько каналов с разной философией и типом заданий: «кидай заявку, если интересует насильственное продвижение твоей идеологии/религии», «кидай заявку, если ты мизантроп», «кидай заявку, если интересует самоповреждение».
Мы также анонимно поговорили с бывшими участниками игры. Они рассказали, что хотя при вступлении организаторы и обещают добровольность выбора заданий и выход из игры в любое время, на деле же так называемые кураторы начинают оказывать давление на психику участников и вызывать чувство страха и незащищенности путем угроз.
Полиция при этом пока не нашла подтверждения связи суицидов и этой игры.
«Касательно двух подростков, совершивших суицид в Алматы, сообщаем, что проведена проверка телефона, факт участия в суицидальной игре не установлен. В настоящее время дополнительно проводится исследование телефона для восстановления удаленных переписок и приложений», — заявили в пресс-службе МВД.
Почему подростки вступают в «группы смерти»?
Cемейный и подростковый психолог, руководитель фонда «Just Support» Светлана Богатырёва объясняет, что молодой человек может быть под влиянием сразу нескольких факторов или механизмов.
«В психологии есть такое понятие, как ведущий вид деятельности. На каждом жизненном этапе у человека есть какой-то основной вид деятельности, который наибольшим образом развивает его психику в этот период. У подростков таким видом деятельности является общение со сверстниками, — объясняет эксперт. — Им перестают быть важны родители, учителя, тренеры; им важно найти свое место среди подобных себе. Особенно это актуально с 11 лет до 15 лет. Это такой возраст, когда данный вид деятельности становится основным. Подростки могут легко заменить его на учебу или хобби».
Именно этот механизм задействован в игре, говорит Светлана Богатырева.
«Там необходимо выполнять задания, отчитываться за них и давать задания другим. То есть это социальная динамика, которая подросткам очень нужна. Если вспомнить Советский Союз, там это хорошо понимали: была пионерская организация, которая занимала детей, социализировала их. У них было куда разместить эту потребность своей психики, как ее закрыть и реализовать. Сейчас за неимением ничего конструктивного, они реализуют эту потребность через негативные способы социализации», — говорит психолог.
Второй механизм — протестное поведение.
«Это тоже характерно для подростков. В этом возрасте им нужно совершить сепарацию от родителей, немного отделиться от них. Если всё детство ребёнок зависел от родителя и был с ним связан, то теперь он взрослеет: меняется тело, происходит гормональное созревание, и он из ребёнка становится взрослым. Чтобы совершился этот переход, в психике предусмотрен механизм сепарации. А чтобы отделиться, нужно поспорить с ценностями взрослого мира и родителей. Это хороший способ протеста. Почему подростки так любят праздник Хэллоуин? Потому что он пугает взрослых. Это очень подростковое — взять и сделать то, что взрослый мир отрицает», — говорит Светлана.
И третье — это границы.
«С третьей стороны, подростки, когда растут, должны выстроить свои границы. Если раньше границы определяли взрослые для ребёнка (это можно, это нельзя), то теперь он хочет самостоятельно понять, что можно, что нельзя и почему. Ему нужно переутвердиться в этих границах.
Эта игра очень хорошо помогает почувствовать свои границы: а если я сделаю вот это, как это будет? Всё это в совокупности делает игры привлекательными для них. Это совершенно не значит, что каждый ребёнок, который играет, всерьёз подойдёт к границе суицида. Кто-то останавливается посередине, кто-то даже не заходит туда. Всё зависит от характера, темперамента и жизненных обстоятельств, а также от ментального здоровья подростка. То есть важно, войдёт ли он в игру, как долго останется и к чему это всё приведёт. К сожалению, это деструктивный способ социализации», — подытоживает Светлана Богатырёва.
Сложность выяснения причин суицида
Психолог также считает, что причины суицида выяснить довольно сложно, потому что это проблема комплексная и многофакторная. Она включает в себя факторы здоровья, психологического состояния и социума: общения в семье, школе и так далее.
«Часто мы видим в СМИ такие заголовки, как «после ссоры с родителями», «после буллинга в школе» или «в результате того, что играл или играла». Это ошибка, потому что суицидальное поведение — сложное явление. У каждого человека есть свой путь к этому: у кого-то он короче, у кого-то длиннее. Как ребёнок вообще пришёл к этому? Существует множество маленьких факторов, которые индивидуальны в каждом конкретном случае. Поэтому нельзя сводить всё к какому-то одному фактору. Очень важно всегда разбираться в деталях. Из чего это складывалось? Что влияло? Что стало последней каплей? Все эти аспекты имеют значение. Здесь нельзя исключать ничего», — говорит она.
Как родитель может оградить ребенка от деструктивной информации?
Светлана также считает, что оградить ребенка от деструктивной информации в век интернета вряд ли получится.
«Как мы видим на примере, допустим, порнографии, как ее ни блокируют, как ее ни стараются закрыть, все время возникают какие-то новые источники; она всегда доступна в один клик. И так же информация по деструктивной теме: если хочешь, ты ее найдешь. Да, есть какая-то регуляция, которая позволяет чистить самые очевидные пласты, но интернет — это огромный мир, и дети в нем прекрасно ориентируются», — напоминает психолог.
Поэтому задача родителей, по ее мнению, — не ограждать ребенка от информации, а научить ее оценивать, фильтровать и формировать свою позицию по отношению к такой информации.
«Это и про критическое мышление, и про навыки кибербезопасности, потому что интернет — это как нож: можно человека убить, а можно салат нарезать. Нам важно обучить детей правильно с ним обращаться, а для этого нужно очень много говорить с ребенком на эту тему. А вот этот ролик — он хороший или плохой? Почему? А к чему это может привести? Такой детальный анализ, объяснение опасности, объяснение того, чего ребенок в силу возраста еще не понимает. И многократное повторение, напоминания, потому что одной беседы недостаточно», — советует она.
Причем, психолог уверена, что эта задача не только родителей, но и организаций образования, где эти темы должны подниматься и обсуждаться.
«Это один из базовых жизненных навыков, который детям пригодится на протяжении всей жизни. И мне кажется, именно школа тоже должна этому обучать», — поделилась своим мнением Светлана Богатырёва.
Контакты горячих линий для детей, подростков и молодежи. Помните, что вы всегда можете обратиться за помощью:
Национальная линия доверия для детей и молодёжи – "Телефон доверия 150", помимо телефона, также вы можете найти ссылку на ватсап-чат в шапке профиля. Ссылка
Все обращения полностью анонимны.