Как менялось высшее образование в Казахстане за годы независимости
В 1991 году Казахстан обрел независимость, которая повлияла не только на политический статус страны, но и на систему образования внутри Республики. Однако за три десятилетия она не просто изменилась, но и фактически была пересобрана заново.
По данным Kazinform в начале независимости в стране работал 61 вуз. Высшее образование получали относительно немногие: выступая на республиканском форуме молодежи в 2016 году, бывший президент РК Н. Назарбаев озвучил количество выпускников, которые получили дипломы в 1991 году – 42 тысячи человек, пишет ТАСС. По мере развития государства рос и образовательный сектор. Открывались новые университеты, академии и институты, усиливалась роль региональных вузов, появлялись частные. Сейчас в стране насчитывается 127 высших учебных заведений.
Одновременно менялись масштабы подготовки кадров. По данным Министерства науки и высшего образования, в 2025 году высшее образование получают уже более 177 тысяч человек. То есть за неполные десять лет количество выпускников вузов выросло с 47 до 177 тысяч человек — более, чем в 4 раза.
Введение ЕНТ, гранты и стипендии
В 90-ые годы каждый университет проводил собственные экзамены, а абитуриенты часто оказывались в неравных условиях. Введение Единого национального тестирования решило эту проблему. ЕНТ задало единые правила для всех выпускников школ. Оно повысило прозрачность поступления, снизило коррупционные риски и сделало сам процесс более понятным и предсказуемым.
Стоимость образования также долгое время оставалась серьезным барьером. В 2000 году объем государственного заказа составлял около 12,8 тысячи мест, чего не хватало для растущего числа абитуриентов.
Ситуация постепенно изменилась: по словам министра науки и высшего образования Саясата Нурбека, в 2025 году количество грантовых мест выросло до 93 тысяч, охватив бакалавриат, магистратуру и докторантуру.
Также появились целевые стипендии для студентов из отдаленных регионов, для сирот и социально уязвимых категорий.
Зарубежное образование и системы
С 1993 года заработала программа «Болашак»: международная государственная стипендия, которая позволяет гражданам Казахстана получить образование в ведущих университетах мира за счет государства, с обязательством вернуться и работать на родине.
Отбор в программу всегда был жестким. Кандидатам необходимо подтвердить высокий уровень академической подготовки, владение иностранным языком и четкое понимание того, зачем им нужно обучение за рубежом. Конкурс включает несколько этапов – от проверки документов и языковых экзаменов до собеседований, на которых оцениваются мотивация, профессиональные планы и потенциальная польза для страны.
Согласно отчету программы, за 30 лет реализации «Болашак» подготовил более 12 тысяч специалистов для разных сфер. Выпускники программы работают в государственных органах, национальных компаниях, международных корпорациях, университетах и научных центрах. Многие из них занимают руководящие позиции, участвуют в реформах, запускают новые проекты и образовательные инициативы. За годы существования «Болашак» сформировал обширное сообщество профессионалов, связанное не только общим опытом обучения за рубежом, но и международными контактами.
Интеграция в глобальное образовательное пространство стала еще одним важным этапом для казахстанской системы образования. Подписание Болонской декларации в 2010 году означало переход к привычной для Европы трехуровневой системе: бакалавриат, магистратура, PhD.
Были внедрены кредитные системы обучения, а дипломы стали сопровождаться европейским приложением – Diploma Supplement. Это упростило признание казахстанских дипломов за рубежом и расширило академическую мобильность.
Новая учебная среда
За годы независимости существенно обновился и набор направлений подготовки. Наряду с традиционными специальностями появились программы по IT, биотехнологиям, экологии, цифровой медицине, новым направлениям менеджмента и инженерии.
Изменения затронули и тех, кто работает в университетах. Если в конце 1990-х ученые степени имели меньше половины преподавателей, то к 2025 году этот показатель значительно вырос: по данным Национального бюро статистики 39,1% преподавателей имеют академическую степень магистра, 27,6% – ученую степень кандидата наук, а 12,9% – PhD.
Цифровизация также стала одним из самых заметных изменений последних лет. Онлайн-курсы, дистанционное и гибридное обучение, электронные библиотеки и автоматизированные системы оценки знаний прочно вошли в университетскую повседневность. Это расширило доступ к образованию, особенно для студентов из регионов, и позволило совмещать учебу с работой. Университет стал менее привязан к ацдитории и расписанию, сохранив при этом академические требования.
Показатели в мировых рейтингах подтверждают: с годами Казахстан начал укреплять позиции страны в области образования. Рейтинг Worldostats, который подсчитывает индекс качества образования, сегодня поставил Казахстан на 49-е место.
Важно, что отдельные университеты также отмечаются в мировых статистиках: в престижный рейтинг Times Higher Education World University Rankings 2026 вошли сразу пять вузов страны (Назарбаевский Университет, Университет имени аль-Фараби, Казахский национальный аграрный исследовательский университет, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева и Satbayev University). Кроме того, в рейтинг лучших вузов Азии QS Asia University Rankings 2025 попало сразу 35 казахстанских университетов.