Депутаты Мажилиса Парламента в июле традиционно отправились в поездки по регионам. В это время они встречаются с казахстанцами, чтобы понять, какие проблемы волнуют общество. Какие проблемы удалось замерить народным избранникам, не забыли ли они чего – проверим?
Акжол: засуха, вода и повышение цен
Депутат партии «Акжол» Берик Дюсембинов объехал Кызылординскую область за 9 дней, проводя ежедневно по 5-6 встреч с сельскими жителями.
По словам Дюсембинова, из-за слабой представленности партии в Мажилисе, каждый её депутат во время летних поездок должен охватить 3-4 региона. Планов на эти поездки парламентарии строят заранее, исходя из обращений в течение года.
Деньги на встречи с жителями государство не выделяет.
«Поездку в один регион оплачивает партия, а расходы на остальные регионы – за свой счёт. Это издержки того, что нас мало. Но что делать? У нас такая задача стоит», – говорит депутат.
Основная тема Кызылординской области – сильнейша засуха и нехватка кормов для животных, 13 июля в Аральском районе Кызылординской области объявлено чрезвычайное положение.
«Я встречался с фермерами в дальних аулах. Об этой засухе люди знали ещё зимой. С нами ездил представитель Министерства сельского хозяйства, но они чуть-чуть запаздывают, надо оперативнее двигаться, потому что сохранить поголовье очень важно», – говорит депутат.
«Мы же раньше спасали банки, миллиарды выделяли,
и очень оперативно спасали».
«Местные акимы предложили создать штаб, попросили безработных в каждом ауле, чтобы организовать сенокос и помогать с топливом. Осталось Минсельхозу поддержать эти хорошие начинания», – добавил он.
Также партия занимается сейчас проблемами воды и использованием рек между Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном, Таджикистаном. На территории нашей страны нужна плотина, но замеры воды устарелые и нет научного подхода в рационализации. Оказывается, власти также требуют в регионе сокращения посевов риса, но с ним связано много рабочих мест.
Резкий рост цен, по словам парламентария, стал ещё одной жалобой населения: «Они жалуются, что простое повышение зарплат съедается инфляцией. Повысили зарплату госслужащим на 5 процентов – цены так же продолжают расти. Но этот вопрос нужно решать вкупе. Если мы сами не производим, то цены будут расти. Мы сильно зависим от импорта».
«Находясь в составе ЕАЭС, надо понимать,
нужен ли нам вообще этот союз».
Ещё одна проблема, которую замерила партия, – это дальние аулы за 200 километров от областного центра, которым нужна инфраструктура, но с каждым годом там убывает население.
«И мы стоим перед выбором: тратить ресурсы на эти сёла или построить новые дома всем этим жителям, которых становится всё меньше», – расстроен депутат.
Народная партия: вода, медицинская помощь, дороги и цены
Депутат «Народной партии Казахстана» Ирина Смирнова отправилась в поездку по Павлодарской области, пробыв там «порядка недели». Она не уточнила, сколько встреч удалось провести лично ей, сказав лишь, что «встреч было много». Пресс-служба партии сообщила, что с 17 июня по 10 июля 10 депутатов провели 39 встреч.
Темы встреч в регионах также готовятся заранее, но рассматриваются и обращения на месте: «У нас есть заявки граждан, которые поступали в течение года. Когда приезжаем, жители рядом находящихся сёл тоже просят приехать, и мы добавляем их в свой график. Застывшего графика нет».
Поездки проводятся на партийные деньги, которые формируются из взносов депутатов.
«Внутри региона брали в аренду маршрутки, и нам оплачивают гостиницу – всё на партийных деньгах», – отметила Ирина Владимировна.
Информируют население о визитах депутатов городские и районные комитеты партии, также анонсы даются и в Facebook.
«Первый вопрос – воды нет. Если есть водопровод, то дома не подключены, и нужно еще 500 тысяч тенге, чтобы подключиться. И таких сёл в Павлодарской области много. Это Жетыкшы, Айнакол, Ленинское, Майское. Куда бы ни заехали, вопрос воды актуальный, – сетует она. – Наша партия сделала заявление о состоянии воды и написала президенту. Мы проехали по Карагандинской, Восточно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областям, и везде вопрос воды острый. Мы просили проверить, куда ушли деньги».
Второй вопрос – электричество, изношенное имущество электросетей, старые провода и столбы, которые вот-вот рухнут. Люди сами ремонтируют, что могут, хотя большинство сетей в частных руках.
По словам Смирновой, государство в лице чиновников не берёт на себя ответственность за то, чтобы обеспечить жителей электричеством.
Кроме этого, у жителей сёл нет условий для культурной жизни: «Нигде нет сельских клубов: они либо сданы в аренду, либо заложены в банки и приватизированы. Нет спортивных площадок даже в сёлах до 3 тысяч жителей. Не работают библиотеки, нет детских площадок».
«Люди говорят, что им нужен не только хлеб,
а ещё и возможность развиваться».
Школы перестали играть объединяющую и просвещающую функцию для села, по наблюдениям депутата, летом они закрыты, а дети играют при страшной жаре в пыли около дома.
Депутат отметила и классическую проблему для большинства сёл страны: «Дорог нет: всё в грязи и пыли».
«Огромные проблемы с недоступностью медпомощи в Павлодарской, в Туркестанской, в Алматинской областях. Если что-то случилось, сельчане должны звонить в районную поликлинику, чтобы приехала скорая помощь. Люди не получают бесплатных лекарств. В стране нет программ профилактики диабета, а таких больных много и в сёлах. А сельские жители лишены возможности получать государственные услуги».
По словам Смирновой, для жителей Павлодарской области есть ещё одна трагедия – рост цен: «Говорят: не на что жить, работы нет. У них просто нет средств. И, когда ещё и локдаун, нет связи между регионами. Сельские жители говорят: мы живём в селе, но не можем держать скот и выращивать овощи, кормить и поливать нечем. Всё дорого».
Партия, по словам депутата, обращалась в правительство, когда цены начали расти.
«Мы говорили, почему растут цены: из-за неправильных действий Минсельхоза, Министерства нацэкономики и Министерства финансов».
«Но, может, стоит этому правительству распуститься
и дать место тем, кто справится?»
Мажилисменка рассказала, что большой проблемой остаётся незаинтересованность местной власти в диалоге с населением, из-за чего село теряет людей: «Жители говорят, что аким с ними не встречается, его не видят месяцами. Разрушены представительства «Казпочты» – сейчас письма лежат на столе в акимате. Даже во время войны был почтальон, но в сёлах зарплата у почтальона 7 тысяч тенге, и никто не соглашается быть почтальоном.
«После этих встреч, когда увидели столько проблем, возникает вопрос: чем занимаются акимы? Самые насущные проблемы не решаются. Люди говорят, что поэтому уезжают в город. Есть ощутимый отток населения в сёлах, вся молодёжь выехала, потому что нет работы, нет никакой поддержки», - рассказывает Смирнова.
Нур-Отан: рост цен, комунальщики, профсоюзы, НПО
Депутат партии «Нур Отан» Айдос Сарым отметил, что в связи с пандемией депутаты его партии никуда не выезжают, каждый работает в своем городе.
«С 7 по 18 июля встречались с жителями, две недели поработали в Алматы. В день у меня было по 4 встречи. Если я один за 15-16 дней провел около 80 встреч, остальные не меньше, может, больше. Всего у нас 74 депутата».
Если необходимы поездки, они организуются за счёт партии.
«Мы работаем по конкретному плану. У меня было несколько обращений. Когда работал в мажилисе, люди просили встречи. Я попросил включить эти вопросы и сказал, что в этот период я буду в Алматы – это первый момент. Второй момент: есть 2-3 закона, которых я веду, и мне нужна реакция по социальному кодексу, поддержке НПО. Я попросил выстроить встречи с именно этими категориями», –рассказал он.
На вопрос о том, как партия информирует общество о своих встречах, депутат отметил:
«Кто хотел, те и встретились».
«У нас есть партийный сайт, аккаунты. И плюс у меня был свой интерес, договаривался, что в такие-то дни буду в Алматы, давайте встретимся. Я член госкомиссии по реабилитации жертв голодомора, у меня куча встреч с историками. Второй момент – по социальному блоку, НПО и так далее».
Каждый депутат в этой партии, кроме того, отвечает за 10-12 пунктов общей дорожной карты проблем. Например, Сарым отвечает за тему травматизма, но также хотел поучаствовать на выборах сельских акимов.
«Хочу поговорить с людьми, поскольку сам участвовал в разработке законодательства о выборах. Мне интересно узнать, что говорят кандидаты, есть ли препятствия, пожелания. У нас есть партийный совет, по госуправлению, которое я возглавляю. Мы хотим вытащить данные по всем по 730 округам, посмотреть, где население пошло на выборы, где – нет», – делится он планами.
Рассказывая о проблемах, с которыми обращаются люди, Айдос Сарым говорит, что у разных групп разные требования: кто-то ждёт очередь на жильё, садик, школу.
«Естественно, этот рост цен волнует. Всех алматинцев. У предпринимателей своя головная боль. Но в этом вопросе нужны комплексные решения», – считает он.
«Обсудили ситуацию коммунальщиков. В Алматы есть 10 тысяч человек, которые работают в коммунальных предприятиях. Горводоканал, например. Это большая каста людей, без работы которых жизнь города невозможна. При этом у них нет своего статуса, они не госслужащие, не социальные служащие и зарплаты невысокие. Мы решили, что, когда в этом году будет закон «О государственном и местном самоуправлении», для этой категории граждан нужен статус муниципальных служащих, чтобы они могли участвовать в социальных программах, как для учителей», – рассказал депутат.
«У НПО свои вопросы, им нужен новый закон об общественных объединениях, нужно менять и новый закон о госзаказе. У нас есть сильные НПО, которые не первый год работают, защищают права диабетиков, например. Они вынуждены заходить на конкурсы госзаказов, где лот, например, 15 миллионов, а предприниматель, предложивший 5 миллионов, выигрывает. Потом с ними идут суды, возвращают деньги, в итоге тендеры утопают в судах и не разыгрываются, а проблемы тех, кому адресована помощь, остаются».
Депутаты планируют в следующем году разработать большой закон, который будет менять грантовую поддержку НПО и вводить разноформатные виды поддержки, как стратегических партнёров государства.
«Есть крупные НПО, которые по 20-25 лет работают – их надо признавать статегическими партнёрами и помогать им более осознанно, понимая, что эти деньги уйдут именно им, что они наиболее эффективно работают, отчитываются».