Феномен молодежных комедий: пик популярности и тотальный конец
На рубеже веков в США произвел фурор жанр молодежных и подростковых комедий, которые показывали смешные ситуации на принципиально ином языке, чем это было принято ранее. Youth.kz выясняет, куда пропали те легендарные, но очень странные фильмы.
В чем феномен молодежных комедий
В конце 90-х годов в кинематографе произошла очередная культурная революция, которая объявила о воцарении эпохи постмодерна. Заметные режиссеры той эпохи, Квентин Тарантино и братья Коэн, обожали использовать в своих картинах отсылки к классической культуре, а Джим Керри использовал пантомиму, которая казалась безнадежно устаревшим жанром и инструментом.
Вместе с этим случился всплеск свободы и расширение границ дозволенного, что создало отличную почву для появления комедий вроде «Американского пирога», «Евротура», «Короля вечеринок» и других.
Эти комедии впервые рассказывали о быте молодых людей на языке этих молодых людей. Да, играли тинейджеров, как правило, актеры на пороге 30-летия с ярко выраженными признаками взросления (ну какой Шон Уильям Скотт выпускник школы, верно?).
Киноискусство в 90-х начало активнее говорить с людьми на их языке, а молодежные комедии в начале нулевых − пик этого развития, если речь идет об осмыслении молодости.
О чем эти комедии говорили зрителю
Многие из нас знакомы с классическими представителями этого жанра. Почти все они рассказывали о молодых людях, которые либо только оканчивают школу и готовятся поступить в университет, либо уже начали студенческую жизнь и осваиваются в университетском братстве.
Основной темой этих фильмов является осознание своей сексуальности и преодоление эмоционального барьера в общении с противоположным полом: всегда есть персонаж условного красавчика и капитана футбольной команды, по которому сохнут все чирлидерши, который по какой-то причине общается с явным аутсайдером, стесняющимся просто подойти к девушке.
Очевидно, поднявшийся порог допустимого в кино развязал руки режиссерам и сценаристам, которые в этих комедиях использовали самые разные способы, чтобы рассмешить зрителя. Все их приводить не будем, потому что печатных формулировок у нас для этого нет.
Куда они пропали?
С конца нулевых этот жанр начал сталкиваться с серьезным кризисом. Последние большие молодежные комедии вышли на рубеже нулевых и десятых. И они уже заметно отличались от классики: шутки про первый секс и проблемы в школе сменили фильмы вроде «Скотта Пиллигрима против всех», в котором зрителю предлагали взглянуть на проблемы молодого человека в форме кинокомикса.
Но после нашумевших в прокате «Проект Х» и «21 и больше» сложно назвать какие-то успешные и яркие молодежные комедии, которые предложили какую-то новую форму диалога о проблемах и переживаниях молодежи.
Кажется, что на это повлияло несколько факторов. Первый − этика заметно изменилась. Если покопаться, то мы выясним, что в 90-е и нулевые было нормальным смеяться над тем, что секс с девушкой является главной целью любого юноши. И способы достижения этой цели были самыми разными (и далеко не всегда законными). Обман, алкоголь и другие способы борьбы с осознанностью − у героев старых молодежных комедий в ход шло все. И даже если в конце фильма подобный ловелас осознавал свою неправоту и бессмысленность такого образа жизни, но мы же не можем «прокрутить этот фарш» из шуток про использование женщин обратно.
Второй фактор − форма контента изменилась. Рубеж нулевых и десятых − бум ситкомов. Люди просто перестали ходить в кинотеатр, чтобы посмеяться. «Теория большого взрыва», «Кремниевая долина», «Плохие», «Отбросы» − вышло очень много сериалов, которые предлагали зрителю более простую и понятную форму, рассказывая при этом долгую историю. И это мы еще не сказали о появлении соцсетей, где сейчас человека можно рассмешить 15-секундным роликом. Тут уж и правда не до длинных комедий.