Что такое стэндап: секрет популярности, или как стать звездой юмора
Главной комедийной формой в наше время стал стэндап. Этот формат пришел в наши края из США и Великобритании, где жанр начал развиваться еще во второй половине прошлого столетия. Но теперь комедийные клубы есть даже не в самых крупных городах, а известные артисты нередко приезжают в Казахстан с гастролями. Youth.kz расскажет, как можно стать комиком и в чем разница между сетапом и панчлайном.
Краткая историческая справка
Стэндап-комедия в ее нынешнем виде (если мы не говорим о публичных выступлениях в широком смысле) зародилась в США в середине XX века. Одним из первых заведений, которое специализировалось на стэндап-комедии, считается клуб The Gaslight Cafe в Нью-Йорке, который был открыт в 1958 году.
Первые звезды этого жанра появились еще десятки лет назад: можно упомянуть пионеров вроде Боба Хоупа, а чуть позже пришли Билл Косби и Джордж Карлин, выступавшие в том виде и стиле, который и стал современным стэндапом.
Стэндап в Казахстане
В наших краях альтернативой стэндапа были артисты разговорного жанра, которые стали популярными еще в эпоху Советского союза: Роман Карцев, Аркадий Райкин, Михаил Задорнов и, конечно, Михаил Жванецкий.
В середине нулевых жанр стал развиваться в России, когда появился проект Comedy Club: тогда Павел Воля удивил зрителей непринужденными и острыми монологами со сцены. В ту эпоху на телевидении не было ничего подобного: в устаревших комедийных шоу показывали миниатюрные номера, а о стэндапе или импровизационных форматах не шло и речи. Известный стэндап-комик Александр Долгополов признавался, что появление Comedy Club вдохновило его и других артистов заняться комедией: «Я открыл для себя, что можно реализоваться в жизни, если ты просто смешной. Тебе не нужна команда. С тех пор я решил, что стэндап – это то, чем я буду заниматься».
С течением лет индустрия росла: появлялись комики, они объединялись и открывали первые стэндап-клубы, появлялись телевизионные и YouTube-проекты с комедийными шоу. Многие артисты стали снимать сольные стэндап-концерты и даже продавать их на платных площадках.
Эти изменения дали толчок и для соседних стран, в том числе и для Казахстана. Например, наши известные земляки Нурлан Сабуров и Евгений Чебатков переехали в Россию, где занялись стэндапом, став одними из наиболее коммерчески успешных комиков.
К счастью, внутри Казахстана тоже можно отметить развитие жанра. В крупнейших городах страны есть профильные заведения, где можно увидеть самые разные форматы: от сольных «спешлов» до сборных концертов и импровизационных шоу.
В регионах индустрия тоже развивается: известные в Казахстане местные и зарубежные комики регулярно приезжают с гастрольными турами, посещая не только крупные города вроде Астаны, Алматы и Караганды.
Как стать комиком?
Многие молодые люди романтизируют эту профессию и считают ее легким способом стать известным и заработать. Но это далеко не так просто. Стать хорошим стэндап-комиком − это большой труд, которым нужно заняться со всей серьезностью.
Во-первых, необходимо понять, в каком стиле вы хотите выступать. Есть комики, которые делятся с личными переживаниями: например, тот же Нурлан Сабуров часто шутит о себе и своей семье.
Есть те, кто пытается высказываться о социальных проблемах: права женщин, высокие цены на жизнь, проблемы самоидентификации и так далее. Есть комики, которые выбирают другую форму − комедию наблюдений. Ее суть заключается в том, чтобы найти комичное в самых простых вещах, наполняющих человеческий быт. А есть особо смелые комики, выбирающие абстрактные и даже абсурдные формы комедии − они вряд ли когда-нибудь станут коммерческим мейнстримом, но у такого жанра тоже есть свои почитатели.
Любой опытный успешный комик скажет новичку, что прежде всего нужно писать много материала и постоянно его проверять. Делать это можно на «Открытых микрофонах» − вечеринках, на которых любой желающий может записаться на короткое выступление и рассказать свои шутки. Чем чаще новичок будет выступать и чем тщательнее он будет работать над своим материалом, тем выше вероятность, что его оценят зрители. Начинающий комик должен понимать, в каком стиле ему проще и интереснее писать, как публика реагирует на его подачу и шутки, как лучше выстроить тайминг и темп.
Еще новичку нужно узнать, из чего состоит любая шутка, тем самые сетап и панчлайн. Сетап − это фундамент шутки, ее несмешная часть. Какое-то наблюдение, которое должно вовлечь зрителя и захватить его внимание. И далее должен идти панчлайн − добивка, смешная часть шутки, которая резонирует с сетапом и вызывает реакцию в виде смеха.