Что изменятся в Казахстане с новым постом вице-президента и парламентской реформой

20 января 2026 года президент Касым-Жомарт Токаев выступил на V заседании Национального курултая. Глава государства озвучил несколько инициатив, в том числе введение должности вице-президента и переименование парламента в Курултай. Эти идеи активно обсуждают политологи и эксперты, передает Youth.kz.

Передача власти упростится 

Политолог Димаш Альжанов считает, что появление вице-президента может быть связано с желанием упростить и заранее зафиксировать порядок передачи власти. Речь идет о ситуации, если президент досрочно сложит полномочия и до новых выборов потребуется временный глава государства.

«Должность назначаемого вице-президента может фиксировать контролируемый механизм транзита власти доверенному лицу в случае досрочного прекращения полномочий президента по аналогии с рядом других полу-президентских автократий», – написал Альжанов в Facebook.

Политолог пояснил, что в отличие от выборной должности, вице-президент не будет иметь прямой поддержки избирателей, поскольку он назначается президентом. Это означает, что его политическая легитимность будет основана не на голосах граждан, а на решении главы государства. Такой подход упрощает процедуру передачи власти, но не решает проблему концентрации власти в одних руках.

Отдельно Альжанов сравнил новую модель с действующим механизмом преемственности. Сейчас в случае досрочного прекращения полномочий президента временным главой государства становится председатель Сената.

«В отличие от действующей модели преемственности через председателя Сената, у него не будет собственной институциональной базы в виде верхней палаты парламента», – подчеркнул политолог.

Эксперт отметил, что отсутствие собственной политической и институциональной опоры делает процедуру транзита более простой и управляемой, но одновременно усиливает зависимость всей системы от президента.

Баланс власти изменится 

Свою оценку идее дал и политолог Досым Сатпаев. По его мнению, введение должности вице-президента меняет расстановку ключевых фигур в системе власти, прежде всего в вопросе преемственности.

«Упраздненный Спикер Сената будет заменен вице-президентом со своим кругом полномочий», – отметил Сатпаев в посте на своей странице в Facebook.

Политолог пояснил, что в некоторых странах вице-президент одновременно возглавляет Сенат, однако в Казахстане предполагается другая модель. При этом сама идея не является новой для страны.

«У нас должность вице-президента своими корнями уходит еще в Казахскую ССР», – напомнил эксперт.

В тот период пост вице-президента занимал Ерик Асанбаев, однако позже должность была упразднена.

«После принятия новой Конституции в 1995 году президенту не нужен был заместитель и потенциальный конкурент», – пояснил Сатпаев, комментируя политическую логику того времени.

По мнению политолога, сейчас ситуация изменилась.

«Сейчас, судя по всему, Токаев меньше боится конкуренции и больше думает о преемниках и будущей конфигурации новой системы сдержек и противовесов между вице-президентом и спикером нового однопалатного парламента», – отметил эксперт.

Говоря о роли вице-президента, политолог выделил три основные функции этой должности:

  • резервный руководитель, который может временно взять на себя полномочия президента;
  • участник поддержания политического баланса в системе власти;
  • исполнитель специальных поручений президента, в том числе связанных с работой парламента.

При этом Сатпаев скептически оценивает устойчивость подобных политических конструкций.

«Любая искусственно созданная политическая конструкция довольно хрупка, если она формируется под конкретную политическую конъюнктуру», – отметил он.

Персонализация власти усилится 

Президент ОФ «Фонд развития парламентаризма в Казахстане» Зауреш Батталова также прокомментировала введение поста вице-президента в эфире программы Atameken Business. Она считает, что данное решение нельзя назвать парламентской реформой.

«Это политическая конструкция. Она усиливает персональную часть власти. Говорить о том, что она усилит парламентскую реформу не приходится. Эта персонализация имеет определенные риски», – отметила она.

Эксперт добавила, что если такой пост появится, его работу нужно будет строить по примеру США: с постоянными выборами и единым днем голосования, чтобы в случае досрочного прекращения полномочий президента вице-президент выполнял обязанности до назначенного срока выборов.

Реформа парламента и переход к Курултаю

Комментируя реформу парламента, Димаш Альжанов обратил внимание на то, что даже при упразднении Сената президентское влияние на законодательный процесс сохраняется.

Вместо него предлагается создать Народный совет на базе Ассамблеи народа Казахстана. Этот орган получит право законодательной инициативы, а его состав будет формироваться президентом.

«С институциональной точки зрения чрезмерное влияние президента на законодательный процесс через параллельную неизбираемую структуру сохраняется. Это также закрепляет за президентом возможность сформировать новый политически лояльный орган без парламентского статуса», – отметил Альжанов.

По мнению политолога, сам по себе переход к однопалатному парламенту не меняет политическую систему.

«Если парламент состоит из независимых партий и депутатов, тогда такие назначения отражают компромисс между президентом и парламентом», – считает эксперт.

Исполнительный директор Института парламентаризма при УДП Алмас Канатов в эфире программы Atameken Business подчеркнул, что парламентская реформа – это лишь предпосылка для будущей конституционной реформы.

«Скоро будет создана конституционная комиссия. Похоже на то, что будет новая конституция», – сказал он.

Зауреш Батталова добавила, что переименование верхней палаты или создание новых структур не решает проблем.

«Самое важно, какие будут полномочия у этого нового органа. В чем усиление полномочий? Если на эти шаги идут, надо идти на конкретные новые формы, которые позволят сохранить баланс власти. Самое главное, парламент – для граждан страны. Он должен представлять их интересы», – отметила она.

По ее мнению, законопроекты должны отражать интересы граждан, а участие населения в законодательном процессе должно быть реальным, а не формальным.

«Халық кеңесі»

По мнению Батталовой, создание «Халық кеңесі» будет усиливать исполнительную власть и президента, а не парламент.

 

«Почему я как гражданин РК не могу работать напрямую с парламентом? Почему это должно делаться через советы… Я вижу в этом определенную альтернативу парламенту. Она заключается в том, чтобы не допустить усиление парламента», – сказала она.

Канатов отметил, что расширение состава совета с 5 до 42 человек может, наоборот, усилить представительство Ассамблеи народа Казахстана и добавить нового субъекта законодательной инициативы – Народный совет.

Депутат Мажилиса Еркин Абиль в эфире программы Atameken Business выразил другую точку зрения.

«Право законодательной инициативы не лишает гражданина напрямую работать с депутатами Курултая… Представительская функция усиливается. Законы имеет право принимать только парламент», – отметил он.

Число депутатов и партийная культура

Досым Сатпаев также обратил внимание на парламентскую реформу. По его словам, переход к однопалатному парламенту не приведет к заметному сокращению числа депутатов.

«В новом однопалатном парламенте предлагают 145 депутатов. Но это будет лишь чуть меньше, чем было в двухпалатном», – написал политолог, добавив, что существенной экономии бюджета это не даст.

Отдельно эксперт прокомментировал создание нового органа – Халық кеңесі.

«Новый Халық кеңесі по сути будет выполнять функцию легитимизации принятых властью решений от имени "широкой общественности"», – отметил Сатпаев.

Зауреш Батталова считает, что вместо создания нового совета было бы эффективнее увеличить количество депутатов и создать комитет по взаимодействию с гражданским обществом при парламенте.

«Народный совет не обладает мандатами, не относится к законодательным органам. Совет создан для того, чтобы управлять малочисленной группой депутатов», – отметила она.

Канатов пояснил, что в новом Курултае будет 145 депутатов.

«Предложено нечетное количество… Все депутаты на равных, простое большинство будет работать. Сейчас 98 – решающее слово за председателем Мажилиса. В будущем они будут равны. Это для развития партийной структуры», – пояснил он.

Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Youth.kz»