Ценности молодых казахстанцев: о чем думает новое поколение
Молодых людей нередко обвиняют в сбитом «ценностном компасе», желании во всем противоречить старшим и отсутствии моральных устоев. Youth.kz изучил недавнее социологическое исследование и выяснил, почему такие утверждения являются лишь обобщением и заблуждением.
Каковы ценности молодых казахстанцев?
Международный совет British Council опубликовал отчет под названием «Будущее поколение Казахстана», результаты которого удивят ворчливых бумеров и иксеров, которые привыкли обвинять молодежь в легкомыслии.
В ходе исследования были опрошены 1270 молодых казахстанцев в возрасте от 18 до 35 лет. 66% респондентов считают семью своей главной ценностью и ориентиром. Четверых из пяти опрошенных можно назвать оптимистами, которые уверены в безоблачном будущем страны и их лично.
Респонденты отмечают, что стараются не допускать разрыва с традициями и культурой, но в последнее время они отдают предпочтение личной и профессиональной реализации. 69% опрошенных признались, что получают информацию из социальных сетей и мессенджеров, понимая и осознавая проблемы «эхо-камер».
Целью исследователей было отследить ценностные изменения у нынешней молодежи, которая составляет второе поколение людей, родившихся уже в независимом Казахстане.
Задавая вопросы респондентам о труде и карьере, специалисты выяснили, что существуют заметные проблемы. 68% опрошенных называют главной профессиональной проблемой низкую оплату труда. Также социологи зафиксировали гендерное неравенство в доходах в пользу мужчин: женщины имеют меньшие зарплаты даже в группах респондентов с низкими доходами.
А в чем состоит разница между поколениями?
Начнем с базы. Ныне живущие поколения принято делить на пять групп: бумеры, иксеры, миллениалы, зумеры и альфа.
Бумеры − сокращение от Baby boomers, поколение, появившееся после окончания Второй мировой войны. В него включают людей, родившихся с 1946 по 1964 годы, а ключевыми особенностями этого поколения называют оптимизм, трудолюбие и стабильность. Следом идут иксеры, родившиеся с 1965 по 1980 год: их называют прагматиками и отмечают адаптивность.
С 1981 по 1996 год рождались миллениалы, чьими ценностями являются свобода и work-life-balance. Им на замену пришли зумеры (с 1997 по 2012 годы), которые с ранних лет живут в цифровом обществе, любят самовыражаться и визуальную информацию. Текущее поколение − альфа, родившиеся после 2013 года. Эти люди уже родились со смартфонами в руках.
Часто разницей между поколениями объясняют недопонимание между старшими и младшими. Часто у этих людей не совпадают способы потребления информации, отличаются ценности и жизненные цели и чувство юмора, что серьезно бьет по коммуникации.
Казахстанская специфика
Будет большим упрощением сказать, что молодежь в Казахстане полностью следует общим паттернам. Авторы исследования The Nazarbayev Generation, которое было подготовлено под редакцией французского историка Марлен Ларюэль, отмечают, что ценности казахстанских молодых людей формируются под воздействием целого ряда разных факторов и тенденций.
Одни более восприимчивы к западным веяниям, вторые погружаются в религию, кто-то ассоциирует себя с современной поп-культурой Японии и Южной Кореи, а другие выбирают для себя субкультуры под влиянием интернет-трендов.
Казахстанский антрополог Алима Бисенова утверждает, что если в прошлом нациестроительством занимались исключительно интеллектуалы, то теперь на него влияет большое множество разнообразных акторов из разных сфер жизнедеятельности.