«Всерьез делиться своими полномочиями президент не хочет» — политолог о реформах Токаева

16 марта президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев представил программу политических реформ под бурные аплодисменты парламентариев. МИСК спросил политолога Виктора Ковтуновского о том, что значит послание, и есть ли надежда на реальные изменения в стране. 

— Токаев заявил о переходе Казахстана от суперпрезидентской республики к президентской с сильным парламентом. Что это значит и какие теперь будут полномочия у парламента? 

— Заявление Токаева об отказе от суперпрезидентской республики никак не согласуется с предложенными им изменениями Конституции. Никакого усиления парламента в послании президента нет. Незыблемым остается влияние главы государства на судебную систему, на законодателей, на правительство, на правоохранительные органы и на органы местного самоуправления. 

— Изменения в структуре парламента РК — сокращения президентской квоты в сенате, Ассамблеи Народа Казахстана, право принимать законы будет закреплено за мажилисом, а не сенатом, – что вы думаете об этом?

— Предложение Токаева лишить сенат законодательных полномочий в корне меняет основы конституционного строя. Мне столь экстравагантная инициатива представляется непродуманной. Полагаю, многие юристы с таким мнением согласятся. 

— В послании были озвучены предложения внедрить пропорционально-мажоритарную модель в мажилисе и снизить регистрационный порог для партий. Вы думаете, теперь станет легче зарегистрировать партию? 

— Изменение некоторых цифр не меняет запретительного духа закона о политических партиях. Уполномоченный орган, регистрирующий партии, по-прежнему имеет широкий спектр средств для ограничения гражданских инициатив. Может быть, теперь изменится практика применения этого закона, но это все зависит от «доброй воли» политического руководства страны.  

— Токаев дал ясно понять, что теперь деятельность наблюдателей будет больше регулироваться. Как это может отразится на независимых наблюдателях? 

— Предложения Токаева направлены на ограничения деятельности наблюдателей. Тут иной интерпретации быть не может. 

— Как вы оцениваете послание Токаева в целом? У вас появилась надежда на изменения? 

— Можно было бы сказать, что послание меня разочаровало, если бы я и впрямь какие-то питал надежды.  

Могу сказать, что направление реформ правильное, необходимость изменений давно назрела. Однако, повторюсь, намерения Токаева действительно отказаться от суперпрезидентской модели я не увидел. Всерьез делиться своими полномочиями президент не хочет.  

Я ожидал объявления досрочных выборов в Мажилис, к счастью, этого не случилось. Не уверен, что способствовал такому решению здравый смысл. Скорее всего, президентская администрация не решается проводить выборы в столь турбулентное время.  

Считаю неприемлемым, что столь важный вопрос, как конституционные реформы Токаев решает, по сути, единолично. Ни слова не было им сказано о политической амнистии и реабилитации жертв политических репрессий за 30 лет правления Назарбаева. Без этого никакого переформатирования авторитарного режима личной власти, никакого “Нового Казахстана” не может быть.

Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Youth.kz»