Уроки эмпатии в Дании дали результат: уровень ненависти снизился
Еще в конце XX века в Дании ввели школьные уроки эмпатии. Спустя годы есть наглядные результаты. Youth.kz изучил скандинавскую практику и узнал, как с этим обстоят дела в других странах.
Замысел датчан
В 1993 году в Дании решили внедрить школьные уроки эмпатии для учеников от шести до 16 лет. Школьникам рассказывали, как нужно заботиться о других людях и как не позволять себе враждебного поведения.
Школьные учителя были обеспокоены установившейся практикой: процесс обучения первоклассников чаще всего превращался в ручное пресечение и разрешение конфликтов между учениками, которые неизбежны из-за недостатка у них опыта в социальных отношениях.
В связи с этим было решено на уровне всей страны внедрить регулярные уроки, в ходе которых школьников будут учить понимать и слышать друг друга, чтобы конфликтов попросту не возникало.
Глубинный результат это практики поражает: сейчас Дания занимает лидирующие позиции в мире по многим ключевым показателям: уровень буллинга один из самых низких на планете, уровень счастья населения входит в тройку самых высоких, а количество насильственных преступлений весьма скромное.
Как с этим обстоят дела в других странах?
Подобные практики встречаются и в других странах. Министерство образования Испании обязало школы взять на себя ответственность за эмоциональное воспитание детей: помимо базовых знаний в научных дисциплинах, школьники должны развивать свое самосознание, управлять эмоциями и работать над своей эмпатией.
Похожие меры были приняты в Австрии и Германии, где школьники посещают уроки счастья: эти занятия были внедрены еще в 2007 году. На них направляют учеников, которые потеряли мотивацию учиться: там им помогают определиться со своими целями и личностно развиваться.
Более фундаментальный подход избрали в индийском Дели, где с 2018 года в школах проводят уроки счастья. Помимо решения проблем с мотивацией, учеников развивают в эмоциональном плане: работают над эмпатией, осознанностью и внутренней гармонией. Школьников учат справляться со стрессом и контролировать гнев посредством дыхательных упражнений и медитаций.
Но дальше всех пошли в шотландской школе Ardgowan Primary School: несколько учительниц, недавно ставших мамами, приходят на уроки со своими младенцами. Их идея состоит в том, чтобы научить учеников начальных классов примерить на себя роль старшего. Взаимодействие новичков школ с совсем маленькими детьми развивает в них чувство ответственности, эмпатии и эмоциональный интеллект.
Что с этим делают в Казахстане?
На национальном уровне в школах не существует единого предмета, который призван развивать эмпатию у школьников. Однако в частном порядке работа ведется.
Еще в 2022 году занимавший тогда пост акима Павлодарской области Абылкаир Скаков заявил, что школам нужно уделить особое внимание эмоциональному развитию учеников, чтобы не допускать случаи буллинга. В качестве аргумента Скаков говорил, что школьники, получившие полный курс эмоционального воспитания, имели в среднем более высокие оценки, чем их сверстники, не получившие этих знаний.
Уроки эмпатии есть в некоторых частных казахстанских школах. Например, в заведении Haileybury Almaty рассказывают, что эмоциональное воспитание их учеников является неотъемлемой частью программы High Performance Learning, которая применяется в этой школе.