У поколения Z найден особый дефект речи

Общение современного поколения все больше переходит в онлайн. Молодежь отвыкает от живых разговоров, предпочитая переписки, а иногда и вовсе мемы. Все это неотразимо сказалось на их речи.

Дизартрия – смазанность и невнятность речи – самый частый дефект у зумеров. Ученые из США провели исследование BMC Public Health и пришли к выводу: увеличение времени, проводимого за экранами гаджетов, негативно влияет на развитие речи у детей и подростков. 

Почему у зумеров появляются дефекты речи

На речь современного поколения влияет не один фактор, а целый комплекс изменений в образе жизни. 

1. Замена чтения видеоконтентом

Большая часть знаний и развлечений для зумеров – это видео. Учеба, инструкции, новости, советы, хобби – все подается в визуальном формате. Чтение уходит на второй план. А чем меньше человек читает, тем беднее словарный запас, слабее синтаксис и сложнее выстраивать мысли вслух.

2. Низкое качество речевых моделей

Современные форматы – короткие видео, стримы, мемные ролики, не предполагают четкой речи. Ошибки, жаргон, намеренная «смазанность» подачи, брейнрот-мемы, искаженные слова – все это становится нормой. Молодые люди перенимают манеру говорить не у учителей и дикторов, а у блогеров, стримеров и тиктокеров, чья речь далеко не идеальна.

3. Снижение количества живого общения

Онлайн-переписка вытесняет полноценные разговоры. В чатах не нужно произносить слова, подбирать интонации, контролировать артикуляцию. Эмоции заменяются эмодзи, шутки – мемами, а интонация – Caps Lock. Люди меньше тренируют мышечный аппарат речи. 

4. Голосовые сообщения вместо диалога

На первый взгляд, голосовые сообщения должны улучшать речь. Но часто происходит обратное: люди растягивают слова, говорят «как получится», не выстраивая фразы. Это превращается в разговор без собеседника, где нет необходимости быть понятым с первого раза.

5. Клиповое мышление и ускоренное потребление информации

Короткие ролики приучают к быстрым реакциям. Речь становится рваной, обрывочной, фрагментированной. Подростку трудно держать длинную мысль или строить связный монолог.

6. Отсутствие речевых нагрузок в повседневности

Раньше дети много читали вслух, пересказывали тексты, участвовали в школьных постановках. Сегодня большинство заданий можно выполнить онлайн, не произнося ни слова. Артикуляционная моторика ослабевает, как мышцы без тренировки.

Влияние на социальные навыки

Речь – не только инструмент артикуляции, но и основа для общения. Она формирует способность устанавливать контакты, проявлять эмоции и строить отношения.

Сдвиг в сторону цифрового общения приводит к тому, что четкая и грамотная речь постепенно становится дефицитом и ценным навыком.

Что делать, чтобы улучшить речь:

  • ограничить время с гаджетами и ввести больше живого общения;
  • ежедневно читать вслух и пересказывать небольшие тексты;
  • использовать простые логопедические упражнения, например скороговорки или артикуляционные тренировки;
  • участвовать в мероприятиях, где важна активная речь: дебаты, постановки, выступления перед аудиторией.

Регулярная практика помогает не только улучшить дикцию, но и развивает способность к осознанной коммуникации в реальной жизни.

Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Youth.kz»