У поколения Z найден особый дефект речи
Общение современного поколения все больше переходит в онлайн. Молодежь отвыкает от живых разговоров, предпочитая переписки, а иногда и вовсе мемы. Все это неотразимо сказалось на их речи.
Дизартрия – смазанность и невнятность речи – самый частый дефект у зумеров. Ученые из США провели исследование BMC Public Health и пришли к выводу: увеличение времени, проводимого за экранами гаджетов, негативно влияет на развитие речи у детей и подростков.
Почему у зумеров появляются дефекты речи
На речь современного поколения влияет не один фактор, а целый комплекс изменений в образе жизни.
1. Замена чтения видеоконтентом
Большая часть знаний и развлечений для зумеров – это видео. Учеба, инструкции, новости, советы, хобби – все подается в визуальном формате. Чтение уходит на второй план. А чем меньше человек читает, тем беднее словарный запас, слабее синтаксис и сложнее выстраивать мысли вслух.
2. Низкое качество речевых моделей
Современные форматы – короткие видео, стримы, мемные ролики, не предполагают четкой речи. Ошибки, жаргон, намеренная «смазанность» подачи, брейнрот-мемы, искаженные слова – все это становится нормой. Молодые люди перенимают манеру говорить не у учителей и дикторов, а у блогеров, стримеров и тиктокеров, чья речь далеко не идеальна.
3. Снижение количества живого общения
Онлайн-переписка вытесняет полноценные разговоры. В чатах не нужно произносить слова, подбирать интонации, контролировать артикуляцию. Эмоции заменяются эмодзи, шутки – мемами, а интонация – Caps Lock. Люди меньше тренируют мышечный аппарат речи.
4. Голосовые сообщения вместо диалога
На первый взгляд, голосовые сообщения должны улучшать речь. Но часто происходит обратное: люди растягивают слова, говорят «как получится», не выстраивая фразы. Это превращается в разговор без собеседника, где нет необходимости быть понятым с первого раза.
5. Клиповое мышление и ускоренное потребление информации
Короткие ролики приучают к быстрым реакциям. Речь становится рваной, обрывочной, фрагментированной. Подростку трудно держать длинную мысль или строить связный монолог.
6. Отсутствие речевых нагрузок в повседневности
Раньше дети много читали вслух, пересказывали тексты, участвовали в школьных постановках. Сегодня большинство заданий можно выполнить онлайн, не произнося ни слова. Артикуляционная моторика ослабевает, как мышцы без тренировки.
Влияние на социальные навыки
Речь – не только инструмент артикуляции, но и основа для общения. Она формирует способность устанавливать контакты, проявлять эмоции и строить отношения.
Сдвиг в сторону цифрового общения приводит к тому, что четкая и грамотная речь постепенно становится дефицитом и ценным навыком.
Что делать, чтобы улучшить речь:
- ограничить время с гаджетами и ввести больше живого общения;
- ежедневно читать вслух и пересказывать небольшие тексты;
- использовать простые логопедические упражнения, например скороговорки или артикуляционные тренировки;
- участвовать в мероприятиях, где важна активная речь: дебаты, постановки, выступления перед аудиторией.
Регулярная практика помогает не только улучшить дикцию, но и развивает способность к осознанной коммуникации в реальной жизни.