«Существует устойчивая „стигма обреченности”»: Дмитрий Толкачев о проблемах инклюзии в стране

Дмитрий Толкачев. Фото: личный архив

Студент третьего курса КБТУ Дмитрий Толкачев, живущий с легкой формой ДЦП, имеет широкий круг интересов, свободно осваивает иностранные языки и строит амбициозные планы на будущее.

Дмитрий говорит, что счастлив, потому что имеет возможность учиться, иметь хобби и активно коммуницировать с другими людьми. В то же время его особенно волнует тема инклюзии. Молодой человек очень хочет, чтобы люди с особыми потребностями в Казахстане были полноценно включены в общественную жизнь.

В эксклюзивном интервью для Youth.kz Дмитрий Толкачев рассказал о своих учебных и исследовательских успехах, активном участии в общественной жизни, а также подробно остановился на вопросах развития инклюзии и проблемах, с которыми сталкиваются люди с особыми потребностями в Алматы.

– Я учусь на третьем курсе по специальности CSSE (Computer Science and Software Engineering). До КБТУ думал поступать в Рейнско-Вестфальский технический университет Ахена (RWTH Aachen University) в Германии на программу по квантовым вычислениям, но из-за пандемии COVID-19 не смог уехать, – рассказывает Дмитрий. – В КБТУ сейчас состою в двух научных группах, которые занимаются безопасной передачей информации через кубиты. Это совместные проекты с учеными из Финляндии, Дании и Германии – очень сильная международная коллаборация. В рамках научной группы я работаю как security adviser и тестирую (также участвую в их разработке) предлагаемые решения. В будущем хотел бы поступить в зарубежную магистратуру. В Швеции, как стране с развитой телеком индустрией, есть отличные университеты, которые специализируются в моей области – на стыке Computer Science и квантовой физики. Дополнительным преимуществом для меня является знание шведского и немецкого языков, а также свободное владение английским.

Дмитрий, как вам удалось выучить шведский и немецкий?

– Я всегда любил иностранные языки. Английский начал учить еще в детстве, до школы. Интерес к немецкому тоже был всегда. Позже, когда пришло время готовиться к поступлению в университет, я вместе с друзьями из разных стран – так вышло, что у меня много иностранных знакомых – решил пробовать поступать в один и тот же вуз. Тогда серьезно занялся немецким и уже через полтора года сдал необходимые языковые экзамены.

Шведский же появился в моей жизни по любви. Его впервые услышал несколько лет назад вживую и был восхищен его тоническими ударениями и особым ритмом. Меня также привлекает, насколько шведский стал инклюзивным. За последние годы этот язык сильно изменился и учитывает интересы разных групп населения даже на уровне грамматики.

Среди языков, которыми вы владеете, какой дается вам легче всего?

– На мой взгляд, самый простой для изучения – шведский. Самым же сложным считаю немецкий. Он же во многом и является основой для других европейских языков. Английский я осваивал в большей степени на практике – через аудирование, чтение и работу с текстами.

Поскольку я еще в школе интересовался инженерными специальностями, мне приходилось читать техническую литературу и документацию на английском языке, что и помогло научиться разбираться в сложных текстах.

Есть ли у вас хобби или занятия, которые помогают отвлечься от учебы и бытовых дел?

– Я очень люблю театр и искусство в целом. Часто хожу в театры Алматы, знаком со многими театральными исследователями, режиссерами и художниками. Обожаю слушать музыку. Кроме того, увлекаюсь чтением и обсуждением стихов. В детстве и подростковом возрасте участвовал в конкурсах чтецов. Мне также интересна поэтическая и театральная критика.

В какой школе вы учились до поступления в вуз?

 – Я учился в обычной общеобразовательной школе в небольшом промышленном городе Темиртау. Мне очень повезло с учителями и школьным коллективом, в социальном плане среда была максимально инклюзивной. У меня не было ни буллинга, ни каких-либо ограничений со стороны одноклассников. Физическая инклюзивность, конечно, оставляла желать лучшего: здание было типичным советским, без адаптированной инфраструктуры. Но мне повезло с одноклассниками.

В средней школе они буквально подхватывали меня под руку, и мы вместе передвигались по кабинетам, так что серьезных трудностей не возникало. Официально я числился на домашнем обучении, но мы в семье решили, что я должен посещать школу, и я ходил на все занятия и сдавал экзамены как обычный ученик. Домашний формат позволял брать дополнительные предметы. Так я набрал больше часов по физике, потому что у меня был замечательный преподаватель. Именно благодаря нему я позже и заинтересовался квантовой физикой. Кроме того, в моей семье всегда был «культ учености», привитый в первую очередь бабушкой по отцовской линии.

В свое время она получала инженерное образование и также занималась изучением биохимического инжиниринга, но из-за отсутствия инклюзивности в советские времена она, являясь глухонемой с отрочества, не смогла получить официальное высшее образование и работала инженером.

Насколько вам сложно было поступить в КБТУ? Рассматривали ли другие университеты?

– Как я уже говорил, изначально подавал документы в университет Германии, поэтому не успел подать их в казахстанские вузы. Поскольку сроки уже истекли, я связался с одним из университетов Алматы, сдал ЕНТ позднее и поступил на желаемую специальность в университет «Туран».

Там студенческое сообщество было очень разнообразным и творческим, что для меня было важно, так как я увлекался игрой на пианино и поэзией. Первый курс стал для меня своего рода ориентационным годом, а спустя год я перевелся в КБТУ.

Насколько легко вам находить общий язык с однокурсниками и преподавателями?

– В плане коммуникабельности и умения договариваться с окружающими у меня проблем не возникает. На мой взгляд, наше поколение более дружелюбное и инклюзивное по сравнению с предыдущими.

Дмитрий, есть ли в вашем университете примеры качественной инклюзивной среды?

– Если говорить о физической доступности, стоит учитывать, что КБТУ расположен в историческом здании. Любые изменения, связанные с лестницами или модернизацией архитектуры, требуют согласования с городской администрацией, поэтому внедрять их непросто. Тем не менее, пандус у главного входа был построен уже во время моего обучения. Его проект согласовывали со мной, тестировали лично на моих потребностях. Уклон пандуса сделали удобным и доступным.

Общежитие при КБТУ новое и в целом инклюзивное. Комнаты для маломобильных студентов созданы на высоком уровне и также согласовывались со мной при строительстве новых корпусов. Я считаю, что это одно из самых инклюзивных студенческих общежитий в Алматы.

Помимо вас есть ли в вузе студенты, которым нужен такой же пандус?

– Насколько мне известно, на инвалидном кресле передвигаюсь только я. Но в университете учатся студенты с другими особыми потребностями. С этого года КБТУ активно движется в сторону инклюзии и сейчас рассматривает возможность установки пандусов на территории всего кампуса.

А если говорить о городе в целом, насколько комфортна для вас среда для передвижения на инвалидном кресле? 

– С 2025 года в городе начали устанавливать высокие бордюры, и преодолевать их стало сложнее. Во многих местах плитку заменили на асфальт, но его укладывают неровно по отношению к бордюрам, из-за чего появляется больше препятствий. Кроме того, постепенно исчезает старая архитектура и плитка, все больше улиц закатывают в асфальт, и облик города теряется.

Летом особенно сложно передвигаться из-за ремонтов системы водоснабжения: перекопают сразу несколько районов, и пройти становится почти невозможно. Этим летом я побывал в Ташкенте и смог сравнить инфраструктуру. Там передвигаться удобнее, во многом благодаря системе «единого окна» в цифровом формате, через которую горожане могут направлять свои обращения. В этом плане Ташкент несколько опережает наш город.

В нашей стране есть сервис для приема обращений граждан E-Otinish…

– Да, это отличный инструмент. Его можно развивать и интегрировать с учетом нужд всех групп населения, чтобы сделать процесс отправки обращений проще и доступнее для всех.

Дмитрий, какие стереотипы, связанные с людьми с инвалидностью, вы замечаете чаще всего в обществе? 

– Стереотипов много. Один из самых распространенных – стигматизация людей, передвигающихся в инвалидном кресле. Существует устойчивая «стигма обреченности», будто человек в коляске полностью неспособен к самостоятельной жизни. В моем случае мне повезло – мои проблемы связаны только с равновесием, и я использую кресло исключительно для безопасности.

Люди же часто задают неудобные вопросы, например, «как так вышло?». Такие обращения я встречаю за пределами университета. Меж тем я не ощущаю явной дискриминации, но порой встречаются сердобольные граждане, которые вроде бы и хотят помочь, но заведомо ставят крест на возможностях человека в коляске. Сам факт наличия инвалидного кресла часто провоцирует множество вопросов, в том числе и о самом диагнозе. Все это нередко перерастает в устоявшийся «small talk» на улице.

Дмитрий, раз уж заговорили о small talk: вы выступаете на открытых лекциях, верно?

– Да, я участвовал в TEDx еще в школьные годы. Сейчас активно вовлекаюсь в общественные инициативы и достаточно публичен в сфере НКО. Я являюсь волонтером в нескольких международных организациях, включая Human Rights Watch. Недавно выступал на круглом столе по вопросам инклюзивности в университете.

Сегодня образование сталкивается с большими трудностями в учете ментального здоровья и спектра нейроразнообразия. Это своего рода «слепая зона» для общества, а в сфере образования особенно. Кстати, совместно с департаментом когнитивных наук КБТУ и Университетом Эдинбурга мы сейчас проводим исследование, посвященное ментальному здоровью студентов: разрабатываем анонимные и комплексные опросники. На мой взгляд, учитывать этот аспект инклюзивности крайне важно.

На ваш взгляд, какие еще аспекты городской инклюзивности чаще всего остаются без внимания?

– Инклюзивное сообщество должно быть действительно разнообразным и учитывать потребности всех групп населения. Когда мы говорим только об одной категории людей с особыми потребностями, мы упускаем огромный пласт других. Урбанистическая инфраструктура должна быть благоприятной для всех. Если сосредоточиться лишь на бордюрах или ямах, можно забыть о тактильных дорожках для слабовидящих или о системе озвучивания остановок в транспорте, которая критически важна для слабослышащих. В городе по-прежнему актуален вопрос корректных углов наклона пандусов.

Иронично, но самые неудобные пандусы часто находятся у аптек и других жизненно важных учреждений. У меня есть слабовидящая знакомая, которая передвигается на общественном транспорте, и далеко не везде включается аудиосистема, озвучивающая остановки. Метро тоже остается малодоступным: подъемники старые, часто не работают или слишком медленные, пользоваться ими самостоятельно невозможно, т.к. они по умолчанию заблокированы – приходится ждать персонал. Чтобы просто попасть в метро и выйти из него, иногда требуется дополнительно больше получаса.

В итоге легче пройти пешком или поехать на автобусе. Да, с автобусами в этом году стало лучше. В них усилился контроль за работоспособностью пандусов. Их, похоже, регулярно стали чистить, потому как раньше они часто не открывались из-за пыли. Но остается другая проблема – не все водители останавливаются. Нередко водитель видит человека в инвалидной коляске, но игнорирует, и даже если заметит, нет гарантии, что остановится.

Насколько часто вам приходится сталкиваться с такими ситуациями на автобусных остановках? 

– Практически ежедневно. Это действительно распространенная проблема. И я понимаю, почему она возникает. Дело в том, что зарплата водителей напрямую зависит от соблюдения графика движения, а чтобы помочь мне с посадкой, требуется дополнительное время. Насколько я знаю, за задержки они могут получить штраф. Поэтому многие водители стараются избегать подобных ситуаций, чтобы не подвергать себя риску.

Но здесь встает вопрос совести, на мой взгляд. Как думаете, можно было бы решить эту проблему технически? Например, с помощью видеорегистраторов или специальных датчиков?

– В конце второго курса мы с командой университета пытались разработать цифровую систему, которую можно было бы интегрировать в систему Onay. Она должна была сигнализировать водителю о том, что на остановке находится человек, нуждающийся в помощи при посадке.

Фактически, прототип такого продукта уже существует, но мы пока не понимаем, как технически можно встроить подобные датчики-оповещатели в сами автобусы. Это требует согласования и с акиматом, и с инженерными службами транспорта.

Дмитрий, как вы считаете, что важнее: менять инфраструктуру или менять отношение общества? Или эти процессы неразделимы? 

– Мне кажется, эти процессы тесно взаимосвязаны и не могут существовать отдельно друг от друга. Чтобы общество осознало необходимость изменений, нужно сначала дойти до понимания самой проблемы. И это действительно очень важный вопрос…

Примечательно, что недавно в Алматы представили результаты исследования уровня инклюзивности в сферах образования, трудоустройства и досуга для молодежи с инвалидностью.

Данная аналитическая работа была проведена общественным фондом «Gorozhanym» по заказу управления молодежной политики города. Исследование объединило данные опросов, глубинных интервью, экспертных дискуссий и картирования городских инициатив.

Авторы исследования отмечают, что сегодня отсутствуют единые источники данных о людях с инвалидностью, особенно в категории «молодежь». По их словам, трудно найти как количественные показатели, так и – будучи молодым человеком с инвалидностью – получить всю необходимую информацию в формате «одного окна».

Подчеркивается необходимость унификации данных и налаживания межведомственного взаимодействия, что создает основу для разработки единой инклюзивной цифровой платформы, адаптированной под разные категории пользователей.

«Мы фиксируем, что даже при наличии программ поддержки молодежь с инвалидностью зачастую не знает, куда обратиться и как получить услугу», – отмечают эксперты.

По данным экспертов, в Казахстане зарегистрировано менее 750 тысяч человек с инвалидностью – то есть примерно каждый двадцать первый житель страны. В Алматы проживает около 59 тысяч человек с инвалидностью из 2,3 млн жителей. Это может указывать на то, что не все люди с инвалидностью, включая молодежь, охвачены системой учета.

Казахстан уже внедряет комплексные меры по обеспечению равного доступа к образованию и труду. Меж тем, авторы исследования обращают внимание на то, что значимые пробелы все еще сохраняются. Так, лишь в 4 из 8 вузов, участвовавших в анализе, действуют центры инклюзии.

Особое внимание уделяется инфраструктуре: физическая доступность зданий учебных заведений и наличие адаптированных материалов остаются ключевыми проблемами, особенно в сферах культуры и спорта. Кроме того, выявлена слабая связь между образованием и трудоустройством: после 9 класса многие молодые люди с инвалидностью выпадают из системы, а даже получив высшее образование, сталкиваются с трудностями при поиске работы.

Среди ключевых рекомендаций — развитие курсов ясного языка, обучение сотрудников принципам универсального дизайна, создание центров инклюзии при вузах и колледжах, а также внедрение гибких образовательных программ и стажировок для молодежи.

Как подчеркнули представители одного из профильных госучреждений: «Важно не просто адаптировать среду, а создать механизм вовлечения, который включает молодежь с инвалидностью в процесс изменений. Инклюзия — это не помощь, это участие».

Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Youth.kz»