Права ЛГБТК+ могут стать «первым разбитым окном» в Казахстане
Экспертное мнение Ирины Медниковой, специалиста по развитию молодежи и СЕО МИСК, о «запрете пропаганды ЛГБТ» в рамках рабочей группы при Министерстве культуры и информации.
«Вопрос отношения общества и государства к ЛГБТК+ людям не является автономным вопросом нравственности или культуры, а должен рассматриваться неотрывно от концепции демократии и прав человека, вопросов дискриминации, равенства и толерантности к любым видам меньшинств в стране.
Казахстан продолжает развиваться как демократическое государство, следовательно, мы должны поддерживать и укреплять демократические институты каждым новым законом и решением, должны продвигать принцип равенства для всего общества.
Давайте взглянем на то, какое место демократия, права человека и равенство занимают в системе ценностей молодежи Казахстана? Интересно то, что это – ключевое ожидание молодежи Казахстана от власти.
Если в 2016 году самой важной ценностью молодые люди назвали «чувство собственного достоинства» (83%), вторым был назван «социальный престиж» (37,2%), и замыкали топ группу «благосостояние» (35,8%) и честность (33,6%), то с 2020 года наибольшее значение молодые люди придают следующим ценностям: права человека (44,6%), безопасность (13,7%) и демократия (всего 12,1%). На второе место они поставили права человека (23,8%), равенство (18,7%) и безопасность (16,3%). И на третье — это безопасность (27,5%), равенство (13,8%) и экономическое благополучие (13,2%).
То есть произошел базовый разворот – ценности молодого поколения казахстанцев обновились; и как самая молодая и активная часть населения, составляющая примерно четверть от политического электората, они ожидают соблюдения прав человека, безопасности и равенства. Не получая поддержки по своим базовым ценностям, молодые люди мигрируют в страны развитой демократии, чтобы получить их там.
Важным показателем адаптированности молодого человека в обществе выступает уровень доверия к окружению и уровень толерантности, который определяется через отношение молодого человека к различным группам, в том числе к таким группам общества, как пенсионеры, сексуальные меньшинства, оралманы, судимые, беженцы и пр.
Если рассмотреть вопрос отношения молодых людей к сексуальным меньшинствам, то нужно признать: для большой части из них в Казахстане тема все еще является триггерной, и, согласно исследованиям, в большей степени – для молодых мужчин, жителей сельской местности, а также верующих мусульман, число которых неуклонно растет. Сложно представить, кто каждый молодой человек, который относится негативно к ЛГБТК+, имел личный негативный опыт общения с ЛГБТК+, и на этом основании составил свое отношение к этой группе.
Такое отношение скорее вызвано определенными мировоззренческими установками, принятыми в обществе. Ведь если межличностное доверие возникает на основе активных контактов с теми или иными людьми, то доверие к «другим» или «незнакомым» в большей степени связано с имеющейся информацией о них в обществе.
Следовательно, мнение более традиционной группы общества об ЛГБТК+, и не просто мнение, а негативное отношение, давлеет над молодыми людьми, которые опасаясь социального неодобрения, могут поддерживать ксенофобное отношение к ЛГБТК+, но на ценностном уроне на самом деле выбирают равенство, права человека и демократию. В одном из исследований молодежь назвала эйджизм (дискриминацию на основе возраста) – основным видом дискриминации в стране, что косвенно подтверждает то, что молодежь может страдать от доминирующего взгляда на вещи со стороны взрослых, который им навязывается.
И здесь, на наш взгляд, нужно сфокусироваться на том, какую среду, какие принципы отношений в обществе и какое будущее мы хотим спроектировать для молодежи и будущих поколений Казахстанцев? Казахстан заявил себя демократическим и светским государством – именно в такой последовательности эти ценности упоминаются в 1-ой статье Конституции. Стоит ли идти на поводу у более традиционной или религиозной части общества и позволять ей передавать страх и неприятие к ЛГБТК+ более молодой и либеральной части общества? Необходимо отойти от патернализма в управлении молодежью и позволить новому поколению получать всю необходимую информацию о других группах общества и самостоятельно решать: как к ним относится.
Государство, потакая традиционным и религиозным группам, нарушает принцип равенства и недискриминации и показывает, что «окно разбито» – права какой-то группы нашего общества менее важны, а значит можно бить другие окна? Миграция талантливой молодежи – это минимум последствий подобных решений, но максимумом может стать неконтролируемая вражда в обществе в отношении и других групп, которая расколет его навсегда».