Мое тело – мое дело: мнения об абортах в мире
В июне Верховный суд США вынес постановление о том, что Конституция США более не предусматривает конституционное право женщин на прерывание беременности по своему желанию и передал тем самым каждому штату автономность в этом вопросе. Это событие вызвало протесты в США и как бы напомнило всему миру об извечной дилемме: о праве на жизнь с одной стороны и праве распоряжаться собственным телом – с другой.
Где аборт легален, а где запрещен?
В каждой стране различные традиции и правила. К примеру, в Казахстане, России и Кыргызстане аборты свободно разрешены до 12 недель беременности, по социальным показаниям – до 22 недель беременности (к таковым относятся смерть супруга, беременность после изнасилования, многодетность, несовершеннолетний возраст беременной, статус беженки и т.д.), а также по медицинским показаниям без ограничения в сроках, если имеются угрозы жизни беременной и/или плода.
Во многих европейских странах аборт разрешен до 12-14 недель беременности, в Швеции – до 18 недель, а в Нидерландах вплоть до 24 недель. При этом Финляндия и Великобритания не разрешают аборты по собственному желанию, разрешая их лишь по экономическим и социальным признакам.
В Италии аборт по желанию разрешен, но большинство гинекологов часто отказываются производить прерывание беременности по религиозным убеждениям.
В 2020 году в Польше прошла волна протестов по поводу криминализации абортов: их запретили во всех случаях, кроме как при наличии рисков для жизни и здоровья беременной и плода, а также при беременности после изнасилования.
Есть и страны, где аборт полностью нелегален: например, на Мальте, Филиппинах, в Ватикане, в Никарагуа и в Андорре.
Лагерь «против»
Этическая проблема абортов до сих пор активно обсуждается, в особенности в США – на фоне последних событий. Активисты изначально разделились на два фронта, создав движения «pro-life» и «pro-choice».
Движение «pro-life» — антиабортное движение, что переводится как «движение за жизнь». Этот термин используется для того, чтобы обозначить направление их позиции – за жизнь плода, а не за ограничение репродуктивных прав женщин.
Позиция пролайферов строится на клятве Гиппократа: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария…», а также на религиозных убеждениях, но в основном пролайферы верят, что человеческая жизнь начинается с момента зачатия, а потому аборт равен убийству.
Некоторые сторонники антиабортного движения также против контрацепции, в особенности той, которая предотвращает имплантацию эмбриона.
Лагерь «за»
Движение «pro-choice» отстаивает репродуктивное право на аборт по желанию. Прочойсеры утверждают, что право на аборт тесно связано с личным выбором, здоровьем и будущим женщины. Они считают, что аборты в истории существовали всегда, и легализация абортов уменьшит процент подпольных операций, которые могут существенно навредить здоровью, привести к бесплодию и даже причинить смерть беременной.
Помимо этого пролайферы против присвоения эмбрионам какого-либо статуса, так как на момент беременности эмбрион не может жить вне утробы беременной женщины.
Первые из первых
Первые аборты были легализованы во время Великой французской революции, с 1791 по 1810 годы. Далее Советский Союз легализовал аборты по медицинским и социальным показаниям в 1920 году, став первой страной, решившейся на это. Главный стимул состоял не в том, чтобы дать женщинам право распоряжаться своим телом, а чтобы сократить число нелегальных абортов и проводить операции в специализированных учреждениях.
При этом уже в 1924 году ввели новые ограничения, а в 1936 году аборты снова стали незаконными.