«Күнделік» и «ONAY»: почему приходится платить частникам?
Почему некоторые услуги в сферах образования и транспорта отданы на обслуживание частным компаниям? Родители жалуются на платные функции в системе электронного дневника «Күнделік», а пассажиры Алматы – на неудобства и ограниченность системы оплаты проезда ONAY. Общая черта этих историй одна: обе компании частные, но встроены в государственные процессы так, что отказаться от их услуг почти невозможно.
Что такое монополия?
Монополия – это ситуация, при которой на рынке есть только один поставщик услуги. Для потребителя это всегда риск: компания диктует условия, цены и правила, ведь уйти «к конкуренту» невозможно, так как выбора больше нет.
Так складывается и в случае с «Күнделік», и в случае с ONAY. Обе платформы стали обязательной частью общественной инфраструктуры: школы и транспорт без них уже трудно представить. Но при этом контроль за ними остаётся в руках частных фирм, а не государства. Главный вопрос остаётся открытым: это партнёрство государства и бизнеса или приватизация общественных услуг за счёт народа?
«Күнделік»: платный дневник на гос. серверах
Система Kundelik.kz была создана в 2016 году. Среди учредителей – казахстанские бизнесмены и российская компания «Дневник.ру». Несмотря на частный статус, сервис обслуживает миллионы школьников и учителей, а данные учеников хранятся на государственных серверах Национальных информационных технологий.
Это ежегодно обходится бюджету недешево:
- 2022 год – 259 млн тенге;
- 2023 год – 309,9 млн тенге.
При этом компания подчеркивает: деньги за разработку и сопровождение от государства не получает, финансируется за счёт собственных средств и платных услуг.
К примеру, сегодня для родителей доступны следующие опции:
- платная аналитика успеваемости ребёнка в сравнении с одноклассниками;
- подписка без рекламы (7 788 тенге в год или 1 149 тенге в месяц);
- мобильное приложение (480 тенге в месяц или 3 500 в год).
Формально бесплатный доступ к дневнику существует через сайт, но в реальности большинство семей используют смартфоны, так как ноутбуки и компьютеры есть не в каждой семье (700 тыс. детей по Казахстану не имеют ноутбуков, из которых 196,1 тыс. из сельской местности). То есть фактически родители вынуждены платить за базовую возможность пользоваться системой.
С учётом того, что школьников в Казахстане почти 4 миллиона, даже частичная оплата превращает «Күнделік» в многомиллиардный бизнес.
Более того, недавно в системе появился K.Bonus club – мотивационная программа, где ученики могут получать бонусы за отличные оценки и обменивать их на подарки от партнёров. Но участие в клубе доступно только при оплате взноса – 2 500 тенге в год. То есть даже поощрение за хорошую учёбу превращено в бизнес-модель: школьник не просто учится, а платит за возможность быть «элитным участником» системы.
Неудивительно, что некоторые регионы ищут альтернативы. В Актюбинской области отказались от «Күнделік» в пользу платформы BilimClass, где доступ к цифровым ресурсам и урокам предоставляется бесплатно. Это подтверждает: альтернатива возможна, а монополия – лишь следствие отсутствия конкуренции. Стоит отметить, что и BilimClass это часть частного образовательного холдинга BilimLand.
ONAY: неудобства под видом инновации
Если в школах родители жалуются на «Күнделік», то в транспорте Алматы недовольство вызывает система ONAY.
Формально это современный инструмент безналичной оплаты. На практике – одна из самых закрытых и неудобных систем в стране.
Месячный проездной для взрослых стоит 9 900 тенге, для студентов – 4 200 тенге, для школьников – 2 000 тенге, а для пенсионеров – 3 000 тенге. При этом наличная оплата полностью отменена: пассажиры обязаны пользоваться только безналичными способами – транспортной картой ONAY, мобильным приложением ONAY или SMS-оплатой.
Власти заявляют, что это решение призвано «повысить удобство» и «сделать транспорт современным», однако у жителей остаётся много вопросов. Во-первых, сами тарифы кажутся достаточно высокими: 9 900 тенге в месяц – ощутимая сумма для многих семей, особенно если учитывать, что у каждого члена семьи должен быть свой проездной. Во-вторых, система оплаты остаётся жёстко ограниченной: нельзя оплатить банковскими картами или Kaspi QR, как в Астане.
Туристы и гости города также оказываются в тупике, ведь наличные средства не принимаются, а оформить карту ONAY временно пребывающему человеку невозможно.
Напомним, ONAY внедрялся как частный пилотный проект. В других городах транспортные системы развивались иначе: например, в Астане сразу сделали ставку на банковские сервисы, а в регионах сохранили оплату наличными.
Истории с «Күнделік» и ONAY создают ощущение, что государство перекладывает социальные проблемы на бизнес без контроля, а частные компании превращают их в бизнес-модель без социальной ответственности.
Что думаете вы по этому поводу?