Как не попасться на уловки интернет мошенников?

Только с начала этого года интернет мошенники нанесли казахстанцам убытки в размере 7 миллиардов тенге. Зачастую они скидывают ссылки на «акции» от популярных брендов. Выглядят такие ссылки довольно правдоподобно, но не спешите делиться ими дальше. Сначала проверьте их по инструкции:

Во-первых, просмотрите ссылку по базам доменов ps.kz, who.is. Так вы сможете узнать, когда и где зарегистрирован домен, кто за ним стоит.

Во-вторых, если организатором акции указывают бренд, то откройте официальный сайт бренда и позвоните по контактным номерам.

В-третьих, обращайте внимание на дизайн. У поддельных сайтов и ссылок обычно те же дизайны, что и у официальных, но другие логотипы и веб-адреса. Будьте внимательны и обращайте внимание на малейшие детали.

В-четвёртых, посмотрите, как проводится акция. В сообщении мошенники информируют об акции и предлагают заполнить опрос/анкету для участия. У вас могут спросить личную информацию, вплоть до CVV кода банковской карты. В социальных сетях и на сайте акции часто публикуют отзывы с фейковых аккаунтов. Проверьте, кто рекомендует эти акции?

Другие советы о том, как определять фейковые новости:

Во-первых, читайте новости дальше заголовка и лида. Порой даже самое авторитетное издание не брезгует кликбейтом.

Во-вторых, сканируйте текст на наличие апелляций к эмоциям. Эмоционально окрашенные слова и язык вражды свидетельствуют о том, что вами пытаются манипулировать. Помните, что качественная журналистика всегда стремится к нейтральному стилю.

В-третьих, анализируйте источники, если ресурс позиционирует себя как СМИ, то на сайте должна быть информация о редакции и контактах. Если в материале нет ссылок на источники, то это повод усомниться в достоверности предоставляемых вам сведений.

В-четвертых, с высокой долей сомнения относитесь к анонимным источникам. Анонимность во многих случаях означает отсутствие ответственности перед читателями.

И последнее – освойте базовые навыки фактчекинга (проверка фото и видео, поиск в поисковиках и социальных сетях).

Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Youth.kz»