Как не купить фейковый препарат?

Казахстанцам бесплатно доставляют газету «Жить здорово», которая пестрит рекламой лекарственных средств. Среди них чудодейственные капли «Визория», якобы помогающие восстановить зрение. Согласно газете, капли разработал для слепой бабушки казахстанский школьник Абылай Ордабаев и даже получил за них премию «Открытие года в медицине». Но история о «Визории» – фейк. Капли не являются лекарством или БАДом. Как это определить?

Во-первых, поищите препарат в Государственном реестре лекарственных средств. Все препараты, которые зарегистрированы в Казахстане, должны быть на этом сайте.

Во-вторых, читая газеты и другие СМИ, анализируйте их. Указаны ли контакты редакции, ссылки на источники в статьях? Их отсутствие – повод усомниться в авторитетности издания.

В-третьих, проверяйте статьи на наличие эмоционально окрашенной лексики. Личная и трогательная история о школьнике – это, конечно, хорошо. Но насколько она уместна в статье о лекарственных препаратах?

Во-первых, читайте новости дальше заголовка и лида. Порой даже самое авторитетное издание не брезгует кликбейтом.

Во-вторых, сканируйте текст на наличие апелляций к эмоциям. Эмоционально окрашенные слова и язык вражды свидетельствуют о том, что вами пытаются манипулировать. Помните, что качественная журналистика всегда стремится к нейтральному стилю.

В-третьих, анализируйте источники, если ресурс позиционирует себя как СМИ, то на сайте должна быть информация о редакции и контактах. Если в материале нет ссылок на источники, то это повод усомниться в достоверности предоставляемых вам сведений.

В-четвертых, с высокой долей сомнения относитесь к анонимным источникам. Анонимность во многих случаях означает отсутствие ответственности перед читателями.

И последнее – освойте базовые навыки фактчекинга (проверка фото и видео, поиск в поисковиках и социальных сетях).

Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Youth.kz»