Эффективность онлайн-образования: почему процессу до сих пор не доверяют
Несмотря на развитие EdTech и распространение дистанционных курсов, онлайн-образование продолжает сталкиваться с недоверием. Работодатели, преподаватели и даже сами студенты часто считают его менее качественным, чем очное обучение. Так ли это на самом деле или же онлайн-образование не менее эффективно, чем классическое?
Казахстан, как и весь мир, столкнулся с переходом на онлайн в 2020 году. Тогда учебным заведениям пришлось резко адаптировать образовательные программы под дистанционный формат. Проблем было немало: где-то адаптация проходила тяжело для студентов, а где-то сбоили платформы университетов. Но точно можно сказать одно: по большей части опыт оказался негативным.
Из-за этого сформировался стереотип о том, что онлайн-образование хуже классического. Однако Кирилл Медведев, один из руководителей образовательных программ в сфере EdTech, подчеркивает, что этот вывод основан на неправильной отправной точке.
Онлайн-образование, с которым столкнулись школы и вузы в первые недели пандемии, не было полноценной цифровой системой. Это был экстренный перенос занятий в видеозвонки, без методики, подготовки и инфраструктуры.
«Онлайн-формат – это не просто перенести лекции, семинары и материалы в интернет. В нем резко возрастает роль сопровождения и поддержки студента. В офлайне эта система часто существует сама собой: помогают стены, традиции, привычная среда. Но когда процесс внезапно переводят в онлайн, а ничего не выстроено, начинаются проблемы. Студент, который ходил на пары и как-то держал мотивацию, дома автоматически не становится человеком с идеальным тайм-менеджментом и навыками самостоятельного обучения – это не возникает рывком», – пояснил эксперт в эфире подкаста «Надмитов Live» на YouTube.
В офлайне студента удерживают расписание, привычный учебный процесс, атмосфера аудитории. Дома эти опоры исчезли, а навыки самостоятельности у большинства просто не были сформированы. Поэтому массовый переход в онлайн показал себя хуже, чем мог бы, но не из-за формата, а из-за отсутствия системы.
То, что в оффлайне работает само собой, в онлайне требует дополнительных механизмов:
- понятного пути студента,
- предусмотренной поддержки и обратной связи,
- расписанных систем мотиваций и удержания,
- умения преподавателей работать в цифровой среде.
В экстренных условиях пандемии эти элементы отсутствовали. Поэтому многие увидели лишь слабые стороны цифрового формата.
«Если говорить о нормальном, продуманном онлайн-обучении, оно может быть очень эффективным. За последние годы у людей появилось больше возможностей учиться онлайн, и многие стали относиться к этому иначе. Можно учиться качественно – и многие это поняли. Мало кто из вузов и школ, которые экстренно перешли в онлайн, успели все это создать. Не все преподаватели даже в аудитории могут удерживать внимание студентов, а онлайн требует еще больше усилий», – подчеркивает эксперт.
Современные онлайн-школы устраивают процесс иначе. В Яндекс.Практикуме, например, путь студента проектируют заранее: есть наставники, кураторы, структурированная обратная связь. Такой модели просто не существовало в 2020 году.
Почему скепсис в адрес выпускников онлайн-программ несправедлив
Недоверие к дистанционному образованию сохраняется и сегодня. Работодатели нередко воспринимают выпускников онлайн-курсов как менее подготовленных. Но, по словам Кирилла Медведева, это ошибка.
«Мне кажется нечестным обобщением, когда про кого-то говорят: “А, это те, кто учился онлайн”. Если бы человек странно проявил себя после офлайна, никто бы не сказал, что он “плохо учился, потому что учился в аудитории”. Просто онлайн предъявляет более высокие требования и там, где система не была готова, многое прошло неудачно», – уверен Кирилл Медведев.
Качество результата зависит не от того, учился человек онлайн или офлайн, а от того, насколько продуманной была программа и насколько сам студент был вовлечен. Так что проблема не в онлайне, а в ожиданиях и опыте
Недоверие к онлайн-образованию во многом сформировано экстренным переходом 2020 года, отсутствием системной подготовки, слабой организацией учебного процесса и неправильным переносом оффлайн-подходов в цифровую среду.
Сегодня онлайн-образование – это уже не просто лекции в Zoom. Это отдельная методика, требующая четкой структуры, сопровождения и продуманной педагогической логики. Там, где эти элементы есть, онлайн работает не хуже оффлайна, а иногда и лучше.