Дорогу молодым?

Выборы депутатов Мажилиса прошли 10 января 2021 года. Параллельно прошли выборы депутатов маслихатов всех уровней: районов, городов, областей. Наблюдатели отмечали, что они прошли под большим давлением и отсутствием прозрачности при голосовании, а Лига молодых избирателей выпустила итоговый отчёт, указывая на многократные нарушения.

Это были первые выборы, в которых законодательно предусмотрено введение обязательной 30% квоты для женщин и молодёжи в избирательные партийные списки кандидатов в депутаты на стадии их регистрации. Цель принятия законопроекта – стимулирование участия женщин и молодых людей в общественно-политических процессах страны.

Молодежная информационная служба Казахстана выяснила, как сейчас молодые люди представлены в Парламенте и маслихатах страны.

Примечание: в материале используется медианный возраст вместо среднего.

Средний возраст высчитывается как среднее арифметическое возрастов всех людей из списка. Такой расчёт может вызвать перекос, если какие-то числа являются слишком большими или слишком маленькими.


Медиана помогает увидеть реальную середину, не искажённую экстремальными значениями. Медианный возраст делит группу на две равные части: половина группы будет старше медианного возраста, другая половина – младше.

Нагляднее всего разницу медианы и среднего арифметического можно показать на примере зарплаты: если один человек зарабатывает 1 миллион тенге в месяц, ещё три – по 200 тысяч тенге, а остальные пять – по 30 тысяч тенге, средняя зарплата будет равняться 178 тысячам тенге, и, по статистике, все живут хорошо. Хотя на самом деле большинство людей живёт на 30 тысяч тенге и медиана в 30 тысяч это покажет.
 
МАЖИЛИС

Парламент Республики Казахстан – высший представительный орган страны, который осуществляет законодательную власть.

Мажилис – нижняя палата парламента – обладает исключительным правом на законодательные инициативы, то есть правом издавать и корректировать законы. Кроме этого, Мажилис даёт согласие на назначение президентом премьер-министра, объявляет очередные выборы президента и имеет право выразить вотум недоверия правительству.
 

Медианный возраст депутатов Мажилиса – 53 года.

 
На сегодняшний день медианный возраст депутатов – 53 года. Для Мажилиса прошлого созыва эта цифра была больше – 59 лет. Если в прошлом созыве невозможно было найти ни одного депутата младше 30 лет, то в этом один присутствует. Речь идёт о Мади Абылаевиче Ахметове, которому 25 лет. Он бывший председатель Алматинского городского филиала молодежного крыла «Jas Otan» при партии «NurOtan». Мади Ахметов – единственный молодой человек из ста семи депутатов.

Необходимо уточнить, что в партийных списках, которые были поданы на выборы, больше молодёжи, но ненамного. Если посмотреть списки партий, прошедших хотя бы в Маслихаты (совсем не обязательно в Мажилис), то станет видно, что самое большое количество молодых людей в списке Народной партии – 8 человек, в остальных списках можно найти хотя бы двух человек. Несмотря на то, что молодёжь была представлена в партийных списках всех политических партий, и в общей сложности набралось 18 человек, бюро партий выдали мандат депутата лишь одному из них.

Доля молодёжи в партийных списках тоже невелика: у NurOtan эта доля меньше всех, а самая большая доля – у Адал и Ауыл, с самыми маленькими списками.
Возрастная структура действующего Мажилиса

Уже упомянутый Мади Ахметов занимает 0,9% (~1%) от общего числа мандатов. Ещё треть депутатов находится в возрасте от 30 до 45 лет: уже не молодёжь, но всё-таки относительно близко. Большая же часть депутатских мандатов принадлежит людям от 46 лет.
 

Большая часть депутатов Мажилиса старше 46 лет.

 
Таким образом, введение квоты практически никак не увеличило представленность молодёжи в Мажилисе, если не считать единственного представителя в лице Мади Ахметова, назначение которого сложно считать эффективным результатом введения квоты. Более того, судя по партийным спискам, партии скорее не пожелали выдать мандаты молодым людям, чем не имели такой возможности, так как в списке каждой партии было хотя бы двое молодых людей.

От введения 30% квоты Мажилис не стал сильно моложе. Судя по всему, партии воспользовались двойственностью квоты (молодёжь и женщины) и заполнили её женщинами-депутатами произвольного возраста.
 
МАСЛИХАТЫ ОБЛАСТЕЙ И ГОРОДОВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЗНАЧЕНИЯ

Об этих маслихатах редко говорят в СМИ или социальных сетях, им отводится очень мало пространства для обсуждения, но местное самоуправление играет важнейшую роль в утверждении экономических и социальных программ, благоустройстве территорий городов и населённых пунктов. Маслихаты тоже подпадают под действие квоты, но насколько в них представлены молодые люди?

Так называемые маслихаты «первого уровня» – те, что относятся к областям или городам республиканского значения (приравненным к областям). Медианный возраст депутатов маслихатов по всем областям и городам республиканского значения (г. р. з.) – 48,3 года, что ниже, чем в Мажилисе.
 

Медианный возраст депутатов маслихатов областей и городов республиканского значения – 48,3 лет.

Самый молодой Маслихат страны находится в Шымкенте, где медианный возраст – 41 год, самый старый – в Кызылординской области с медианой в 53 года. Среди «молодых» замечены также маслихаты Нур-Султана, Северо-Казахстанской области и Алматы.

То есть маслихаты городов республиканского значения – одни из самых молодых в стране.
 
В общем виде в возрастном составе депутатов всех маслихатов областей и городов республиканского значения, как и в Мажилисе, преобладают люди страше 46 лет.

Молодёжь составляет всего 5,1% или 30 человек из 587 депутатов маслихатов «первого уровня». Это, безусловно, больше чем в Мажилисе, но всё ещё далеко от 30%.
 
Усреднённые и обобщённые величины дают неплохое понимание картины в целом, но что, если в маслихате какой-нибудь одной области или города республиканского значения молодёжи всё-таки много? МИСК проверил и это.

Самое большое количество молодых людей представлено в маслихате Мангистауской области – 5 человек, а в Маслихатах Карагандинской и Павлодарской областей молодёжи нет вообще.
 
Всё ещё не так уж много молодых людей, но что, если сами маслихаты небольшие? Их размеры действительно меняются в зависимости от региона. Возможно, хотя бы маленькие маслихаты «хорошо» покрывают квоту?

При расчёте долей ситуация выглядит немного лучше: например, во всё той же Мангистауской области доля молодых людей достигает 15,6%, в СКО – 13,3%, в Шымкенте – 10%.

Безусловно, это всё ещё далеко от 30%, однако, учитывая двойственность квоты, можем предположить, что молодёжи можно отвести половину квоты – 15%. Если так, то одна область – Мангистауская – удовлетворяет этим условным 15%, ещё одна – Северо-Казахстанская – почти удовлетворяет. Итого 2 из 17 административных единиц «первого уровня» или ~12%.
 
Таким образом, если рассматривать маслихаты «первого уровня», можно сказать, что молодёжь в них представлена лучше и в количественном, и в удельном отношении, чем в Мажилисе, но всё ещё определённо недостаточно.

Всего две области удовлетворяют весьма условному половинному критерию в 15%, в остальном возрастная структура маслихатов выглядит очень похоже на таковую в Мажилисе.
 
МАСЛИХАТЫ КРУПНЫХ ГОРОДОВ

Мы решили выделить маслихаты некоторых крупных городов в отдельную группу, потому что они относятся ко второму уровню административно-территориального деления страны. К этому уровню относится намного больше городов и районов, однако возможности проанализировать маслихаты всех из них на сегодня нет – сбор информации занимает слишком много времени.

Вместо этого мы взяли самые крупные города в расчёте на то, что данные по ним окажутся достаточно репрезентативными, чтобы судить хотя бы о городском самоуправлении «второго уровня». Мы также не смогли собрать полные данные по городу Туркестан.
 

Медианный возраст депутатов маслихатов «второго уровня» – 45,4 года.

Итак, медианный возраст депутатов маслихатов «второго уровня» составил 45,4 года, то есть в среднем они моложе своих коллег из маслихатов «первого уровня» и тем более Мажилиса. Тем не менее, самый младший медианный возраст всё так же 41, а вот самый старший – уже 54.

При этом нельзя выделить какую-либо региональную тенденцию в возрасте – среди «молодых» есть и западные, и северные, и южные, и восточные города, то же относится и к «старшим».
 
В возрастной структуре маслихатов «второго уровня» доля молодёжи уже более заметная – 9%, то есть почти каждый десятый депутат – молод.

Также больше доля людей в возрасте от 30 до 45 лет – вместе с молодыми людьми они составляют половину депутатов.
 
Что касается представленности молодых людей в каждом из маслихатов «второго уровня», то здесь нет больших сюрпризов: самое большое количество молодых депутатов – 4 человека на маслихат, в Усть-Каменогорске и Кокшетау. Есть также и маслихат совсем без молодёжи – в Семее.

Интереснее выглядят результаты анализа удельного веса молодых депутатов в общей численности в разрезе маслихатов. В Кокшетау эта доля составляет рекордные 25%, то есть квота заполнена почти целиком одними только молодыми людьми. В Талдыкоргане и Усть-Каменогорске эти доли составляют также внушительные 17,6% и 17,4% соответственно.

Таким образом, условному 15%-ому критерию удовлетворяют уже 3 административные единицы, а одна почти заполнила квоту целиком молодыми людьми.
 
Итого маслихаты «второго уровня» – пока самые молодые среди всех изученных в ходе исследования.

Один маслихат почти полностью заполнил квоту молодыми людьми, однако в целом количество молодых людей в маслихатах «второго уровня» не слишком отличается от такового для маслихатов «первого уровня». Лучшее заполнение квоты объясняется меньшими размерами маслихатов, из-за чего доля молодых людей становится больше, но никак не из-за большего их количества в количественном измерении.
 
ВЫВОДЫ

По мере роста «уровня» политической системы растёт и доля возрастных депутатов, а доля молодых депутатов снижается. Вполне заметные 8,4% молодых людей в маслихатах «второго уровня» постепенно уменьшаются до 0,9% в Мажилисе. Представленность молодёжи во властных структурах Казахстана не достигает ни 30%, ни даже 15%.
Представленность молодёжи во властных структурах Казахстана низкая, и уж точно никак не достигает 30%. Даже если воспользоваться весьма условным порогом в 15%, то и его достигают всего 4 маслихата из 31 рассмотренного. Говорить о представленности молодёжи в Мажилисе также не приходится, если не считать одного депутата из ста семи достаточным представителем.

Следовательно, введение 30%-ной квоты для молодых людей и женщин не внесло значительных изменений в возрастную структуру Мажилиса Парламента, по крайней мере, введение квоты в том виде, в котором она существует сейчас.

Логично было бы разделение квоты на две, например, по 15% (или в любом другом разумном соотношении): одна – только для молодёжи, другая – только для женщин.

Результаты исследования поднимают закономерный вопрос – какова реальная цель введения подобной двойственной квоты? Зачем объединять в одну группу молодых людей и женщин? Является ли целью введения квоты действительное увеличение участия молодёжи в политической жизни страны, в том числе на высшем уровне, или это скорее уступка в удобной для манипуляций формулировке, которая, однако, позволит громко говорить соседям и международным организациям о повышении открытости политической системы для молодёжи? Действительно ли молодые люди теперь имеют возможность влиять на политическую повестку страны легальными, формальными инструментами, вместо привычного уже выхода на улицы?
 
Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Youth.kz»