Что общего: поведение властей трех стран во время протестов в центральной Азии
За первую половину 2022 года протесты прокатились по половине Центральной Азии: митинги прошли в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане. Объединяет их не только география, но и действия властей: жестокое подавление митингов, в результате разгонов – гибель людей. МИСК решил сравнить, как развивались события в трех странах и в чем совпадали реакции правящих элит.
Причины протестов
2 января 2022 в казахстанском городе Жанаозене начались митинги против повышения цен на газ. В течение нескольких дней к протестам присоединились другие города, самым крупным центром из которых стал Алматы, добавились политические требования. С 5 по 19 января на территории Казахстана объявили чрезвычайное положение, в страну прибыли силы ОДКБ, с 5 по 8 января протесты были разогнаны с применением огнестрельного оружия. По данным Генпрокуратуры Казахстана погибло 230 человек.
16 мая 2022 начались протесты в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана. Требованием было объективное расследование убийства 29-летнего подозреваемого в захвате заложника и возбуждении вражды Гулбиддина Зиёбекова, который был смертельно ранен при задержании. Также жители требовали отставки мэра, снятия блокпостов в Хороге и освобождения граждан, которых задержали после ноябрьских митингов. По данным МВД Таджикистана, в ходе разгона этих протестов убиты 8 человек и ранены 11.
1 июля 2022 в столице Каракалпакстана (Узбекистан) Нукусе начались массовые митинги против поправок в Конституцию. Поправки предполагали отмену суверенного статуса Каракалпакстана и лишение права на выход из состава Узбекистана. По данным Генпрокуратуры Узбекистана, в ходе подавления протестов погиб 21 человек. После этих событий власти приняли решение сохранить прежний статус Каракалпакстана.
Как власти комментировали протесты?
-
Международный терроризм
5 января власти Казахстана стали называть массовые протесты по всей стране терроризмом. При этом эксперты ООН осудили чрезмерное и широкое употребление этого термина властями Казахстана. На данный момент генпрокуратура расследует 32 уголовных дела по фактам терроризма в ходе январских событий.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявлял, что на страну напали «20 тысяч террористов, прошедших подготовку за рубежом», позже заявив, что «эта цифра была предоставлена бывшими руководителями правоохранительных органов».
Президент Казахстана тем не менее не стал отказываться от заявлений о терроризме. Так на переговорах с Президентом Европейского Совета он отметил: «У меня нет никаких сомнений, что это была террористическая атака. Хорошо организованный и подготовленный акт агрессии против Казахстана с участием иностранных боевиков преимущественно из центральноазиатских стран, включая Афганистан. Там также были боевики из Ближнего Востока». Ввод войск ОДКБ президент называл противодействием международному терроризму.
МВД Таджикистана также заявило о международном терроризме: «Преступники при поддержке международных террористических организаций получили за пределами страны оружие и боеприпасы, а также привлекли иностранных наемников для осуществления террористических актов и других форм провокации».
Власти Узбекистана не стали связывать протесты в Каракалпакстане с международным терроризмом. Однако, заявляли о «попытке захвата органов государственного управления».
-
Заранее спланировано
Во всех трех случаях власти сообщали о спланированном характере массовых протестов.
Касым-Жомарт Токаев на заседании Мажилиса Парламента заявлял о профессиональных сценариях протестов: «Сплоченность нашего общества методично расшатывали, в том числе посредством акций протеста, согласно профессионально разработанным сценариям». Также и заместитель начальника службы уголовного преследования Генеральной прокуратуры Казахстана Елдос Килымжанов сообщал «о наличии единого плана».
В Таджикистане Межведомственный штаб по обеспечению безопасности и общественного порядка в ГБАО тоже был уверен, что протесты «были заранее спланированы, и внутренние и внешние заинтересованные стороны стремились дестабилизировать обстановку».
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев говоря о протестах заявил:
«Конечно, эти мероприятия были организованы не за один день и не за десять дней. Эти действия годами готовились иностранными силами».
-
Наркотические вещества
Наркотики и алкоголь также оказались «спутниками» всех волнений в Центральной Азии в этом году.
Спикер Генеральной прокуратуры Казахстана Елдос Килымжанов заявлял, что все 11 убитых при разгоне митинга в Таразе находились в нетрезвом состоянии: «Согласно результатам медицинских исследований, девять нападавших находились в состоянии алкогольного опьянения и двое под воздействием наркотических средств».
В Таджикистане Штаб ГБАО сообщил об изъятии у террористических групп 200 килограммов «афганского опия».
4 июля комендант и командующий Нацгвардией Узбекистана Рустам Джураев заявил, что «Непосредственно на месте, где происходили беспорядки, погибли 14 граждан, из которых 13 находились под воздействием алкоголя и наркотиков».
-
Иностранное влияние
В послании народу президент Токаев сообщал о неких внешних врагах: «Внутренние и внешние враги нашего государства объединились для захвата власти».
Правительство Таджикистана также обвинило «внешние заинтересованные лица» в протестах в ГБАО.
Власти Каракалпакстана также опубликовали заявление, в котором говорилось о «внешних силах»: «В этих условиях вызывают обеспокоенность попытки отдельных нездоровых внешних сил из зарубежа повлиять на развитие ситуации в Каракалпакстане».
Что все это значит?
Правозащитник Евгений Жовтис связывает похожую реакцию властей на митинги с авторитарной моделью управления в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане.
«У этих протестов были разные причины. Они не были связаны между собой. Тем не менее, у них есть общее – это реакция властей. Реакция властей одинакова по той простой причине, что во всех случаях мы имеем дело с авторитарными политическими режимами. Авторитарные политические режимы всегда используют конспирологию для объяснения каких-то внутренних процессов. Используют внешние следы, пытаясь отрицать внутренние причины социально-трудовых, просто социальных и политических конфликтов. И реагируют на них как и положено авторитарным режимам – силовыми методами с использованием идеологического обеспечения. То есть третих сил, внешних влияний, прочего – и это отражение политического характера власти в этих странах»
Жовтис выделяет три причины роста протестных настроений в регионе: «Можно говорить о постоянно растущих социальных проблемах. Второе: о серьезных проблемах, связанных с социальным расслоением – то что богатые все богаче, а бедные все беднее, и разрыв очень большой. Третье: об отсутствии справедливости: социальной или правовой. Это проблемы с независимостью правосудия, проблемы с законностью действия силовых структур (полиции, спецслужб, прокуратуры), которые в основном работают на государство, точнее на правящие элиты. И чем больше нарастает недовольство этими тремя составляющими, тем выше протестность. Власти на такую протестность реагируют силовым методом. То есть закатыванием политической оппозиции, полным уничтожением политического поля, как это произошло в Туркменистане и происходит в Таджикистане. А ликвидация любой политической среды не дает возможность ни согласовывать интересы, ни избегать конфликты, ни решать проблемы».
Авторитарные режимы, считает Евгений Жовтис, не очень эффективно решают экономические, социальные проблемы и проблемы с обеспечением справедливости, верховенства закона и наличия правил, которые поддерживают эффективную среду.
Правозащитник также не согласен с идеей о том, что общество не готово к реализации права на мирный протест, как часто заявляют власти в авторитарных странах.
«Мирные собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикеты в Казахстане были более масштабными и их было больше в начале 90-ых годов, сразу после приобретения независимости. Были митинги на тысячи человек, были просто собрания. Люди собрались, и вообще никого это не волновало. Не приходила никакая полиция, никого никуда не разгоняла, спокойно собирались, выступали, что-то обсуждали. Более того, если вы посмотрите на всю историю: у нас никогда, кроме декабря 2011 в Жанаозене и января этого года не было даже столкновений с полицией, не говоря уже о том, чтобы кто-то что-то поджигал или переворачивал машины»
По его мнению, наращиванием фобий вокруг митингов и запретом на них авторитарный режим пытается объяснить свое нежелание обеспечивать конкурентную политическую среду.
«Как только вы в стране создаете конкурентную политическую систему, когда у вас оппозиция представлена в парламенте, на местном уровне в маслихатах, там идут жаркие дебаты — в этот момент закончатся любые задержания на любой площади. Потому что каждый министр внутренних дел или начальник полиции понимает, что если он это сделает, то в следующий раз, когда оппозиция придёт к власти, его просто не будет на этом месте. С этого момента он перестает так действовать. А если вы не хотите создавать такую политическую среду, тогда вы будете рассказывать о том, что народ к чему-то там не готов. Хотя исторически управление, особенно у казахов, было построено на курултае, и рассказывать о том, что у нас население с генетическим опытом использования народных сходов или курултаев для решения общих проблем не готово к таким собраниям — глупость»