Что мешает самоуправлению в школах?
Выпускники Школы Прав Человека 2023 в рамках проекта @basqaru_kz провели опрос среди школьников Алматы о самоуправления в их учебных заведениях. Всего в опросе участвовали 152 учащихся 6–11 классов. Рассказываем, что удалось выяснить.
Что такое школьное самоуправление?
Большинство школьников знакомы с понятием и принципами школьного самоуправления (75,7%). Всего 21,1% ответили, что не уверены в определении, а 3,3% не знают, что такое самоуправление.
Знаете ли вы, что такое школьное самоуправление?
Есть ли самоуправление в школах?
Согласно результатам опроса, только 6,6% школьников ответили, что в их школе нет самоуправления. Еще 31,6% считает, что оно существует фиктивно, то есть учащиеся не могут предлагать идеи и выражать свое мнение. Остальные 61,8% школьников считают, что система самоуправления в их школе «настоящая».
В чем заключается самоуправление?
Несмотря на то, что учащиеся знакомы с понятием самоуправления и даже подтверждают его существование в их школах, большинство не участвует в его деятельности (67,8%). При этом 73% опрошенных считают, что наличие системы самоуправления в школе – очень важный элемент.
32% школьников участвуют в самоуправлении. В их полномочия входит организация клубов и мероприятий и внесение предложений по улучшению жизни школы. Однако 28% опрошенных отметило, что они просто занимаются выполнением задач администрации и директора школы.
Как развивать самоуправление в школах?
По итогам опроса, основные проблемы школьного самоуправления в Казахстане:
-
Некоторые школьники не знают, что такое самоуправление,
-
Часто системы оказываются фиктивными, а школьники просто выполняют поручения администрации,
-
Учащиеся не мотивированы участвовать в школьном самоуправлении.
Сами же учащиеся считают, что внедрение самоуправления в школах может улучшить процесс обучения. Такого мнения придерживается 71,1% опрошенных, а 27,6% не уверены или считают, что эффект будет частичным.
Готовы ли вы принимать участие в развитии системы самоуправления в вашей школе?
Основным фактором, который мог бы мотивировать их участвовать в самоуправлении, школьники называют наличие интересных проектов. Также для них важны возможности развития новых навыков, позитивного влияния на школьную жизнь и поддержка учителей. Среди главных перспектив школьники называют развитие лидерских качеств, возможность завести новые знакомства и стать более ответственным.
Что, по вашему мнению, могло бы мотивировать учеников активнее включаться в ученическую деятельность и участие в ученических организациях?
Самоуправление: быть или не быть?
Более половины школьников-респондентов выразили желание участвовать в развитии школьного самоуправления. Однако 67,8% отмечают, что существуют препятствия со стороны администрации школ, что мешает развитию системы. Также школьники видят проблему в отсутствии поддержки и нехватке ресурсов, что приводит к низкой мотивации учащихся.