«Южный парк» − легенда юмора миллениалов: почему они не нашли подход к зумерам
«Южный парк» радует зрителей уже почти 30 лет. Создатели мультсериала Трэй Паркер и Мэтт Стоун за эти годы прошли путь от молодых и острых сатириков до исписавшихся взрослых мужчин, которым тяжело находить подход к аудитории. Youth.kz разбирается, почему шоу так сильно изменилось и что с этим можно сделать.
Главный юмор миллениалов
Создатели «Южного парка» − Трэй Паркер и Мэтт Стоун, которые познакомились друг с другом в университете штата Колорадо в 80-е годы. Тогда будущие сатирики увлеклись киноискусством и решили учиться режиссуре.
Первые пробные работы они делали еще в 80-х, но только в начале 90-х началось полноценное совместное творчество, которое в 1997 году доросло до «Южного парка». Паркер и Стоун, грубо говоря, сделали себя главными героями сериала: мальчики по имени Стэн Марш и Кайл Брофловски списаны с Трэя и Мэтта соответственно. Таким же образом поступили с другими ведущими персонажами: родители мальчиков списаны с родителей авторов, а их лучшие друзья Картман, Кенни и Баттерс основаны на их одноклассниках, либо же стали собирательными образами из ребят, которых они встречали в детстве. То же самое касается и некоторых учителей школы, где учатся главные герои.
«Южный парк» стал феноменом своей эпохи. Этот сериал стал первым популярным телепродуктом, который говорил со зрителем на настолько радикальном и смелом языке. У людей при просмотре случился когнитивный диссонанс: номинально малолетние персонажи сериала существовали в абсолютно взрослом контексте, посредством своей безумной жизнедеятельности хлестко и жестко высмеивая все пороки американского общества: империалистическая внешняя политика, политический и социальный раскол, бытовой расизм и сексизм.
Старение всего: создателей, юмора и акцентов
Однако в середине десятых сериал постепенно стал утрачивать свою былую остроту и переходить на другие интонации. Если ранний «Южный парк» был строг ко всем проявлениям абсурда и безумия в американском и мировом обществе, то поздняя версия сериала говорит со зрителем иначе. Все чаще проскакивают назидательные интонации старшего к младшему. Почему так случилось?
Кажется, что дело в банальном взрослении авторов. Когда Паркер и Стоун придумывали и запускали «Южный парк», им было чуть больше 25 лет. Теперь же это взрослые мужчины, которым через несколько лет стукнет по 60.
Зрители и критики заметили, что если в ранних сезонах главными персонажами сериала, которые были катализаторами и движками, являлись дети, то со временем с ними на одну ступень вышли родители. Безумства папы Стэна, Кайла и Баттерса, больший акцент на учителей − теперь Паркер и Стоун говорят со зрителями не через своих аватаров, а через персонажей их отцов. Также чаще стали внедрять взрослых персонажей, которые играют значительную роль в действии − тоже характерная черта.
Если в молодости создателям хватало цинизма и отстраненности, чтобы одинаково высмеивать все грани происходящего в США и мире, то в более зрелом возрасте, кажется, Паркер и Стоун заняли сторону. Очевидно, они не могли пройти мимо президентства (даже двух) Дональда Трампа. И в этой теме авторы не стали держать нейтралитет и находиться над схваткой: ценности, которые несет Трамп и движение его сторонников, высмеивается слишком в лоб, примитивно и просто даже по меркам первых сезонов «Южного парка». При этом перегибы людей «слева» главным образом высмеиваются посредством введения в сюжет нового директора школы по имени «Политкорректный директор». Он призван бороться с разными проявлениями недопустимого поведения в отношении угнетаемых групп, все высмеивание которого заключается в том, что в критических ситуациях «ПК-Директор» прибегает к насилию.
Начать «Южный парк» сейчас было бы невозможно
Кажется, что резкое изменение «Южного парка» связано с осознанием авторами того факта, что их способ смешить людей очень противоречит ценностям, которые установились в американском обществе в последние годы.
В конце 90-х и начале нулевых был допустим крайне жесткий и даже грязный юмор. Да, Паркер и Стоун всегда показывали абсурдность и вредность токсичной маскулинности, абьюза, насилия, расизма, сексизма и гомофобии. Но инструменты, с помощью которых они это демонстрировали, в нынешних реалиях было бы невозможно с нуля запустить в мейнстрим. Паркеру и Стоуну это сходит с рук сейчас, потому что они этим занимаются уже почти 30 лет, но даже им пришлось снизить градус резкости и смелости.
Зумеры все чаще пытаются смеяться над вещами, которые не имеют никакого отношения к подавлению высмеиваемой группы. Они любят абсурдный метамодернистский юмор, а Паркер и Стоун наладили контакт с совсем другим поколением, которое искало в юморе узнавания и сатиры над окружающей их реальностью.