«Я – казах»: как в Казахстане продвигается нациестроительство?

После начала полномасштабной войны в Украине в постсоветских странах возобновились вопросы о нациестроительстве. И Казахстан не исключение. 28 июня на дискуссионной площадке PaperLab эксперты обсудили, как реализуется идея «казахской нации» в текущих социальных и политических условиях. Делимся инсайтами с дискуссии.  

Национальность в паспорте: убрать нельзя оставить 

В удостоверениях личности и паспортах казахстанцы могут указать национальность – по факту этническую принадлежность. По результатам исследований, большинство не хотят убирать эту графу из документов. 

Председательница научно-экспертного совета Ассамблеи народа Казахстана Айгуль Садвокасова объясняет, что взрослому поколению долго приходилось скрывать свою этническую принадлежность, поэтому теперь есть желание открыто заявлять о ней: 

«Советская политика, которая была направлена на подавление всего этнического, в людях сформировала некий страх. Люди не могли идентифицировать себя с той или иной культурой, языком, этносом. И после обретения независимости, когда можно было четко и ясно говорить «я — казах», «я — украинец», «я — уйгур», это стало достоянием независимости. Может молодое поколение не совсем четко эти вещи привязывает, но для большинства людей эмоциональная привязка к тому, что он является представителем той или иной этнической группы, является достоянием независимости. И когда говорят убрать эту строку, у людей возникает вопрос «Почему я опять должен это скрывать?» 

Такой же позиции придерживается политический обозреватель Газиз Абишев. По его мнению, сегодня этническая принадлежность важна везде:  

«Мы же живем в эпоху национальных государств. И значит национальность, именно этничность, является важным для идентификации государства показателем. Значит, этнос нужно указывать». 

При этом Абишев добавляет, что указание этноса должно быть не обязательством, а правом.   

Ғалым Жүсіпбек, доцент кафедры социальных наук в университете им. Сулеймана Демиреля, отмечает, что указание этноса может стать причиной дискриминации. Поэтому графу нужно убрать: 

«Қазақ қазір этникалық ұғымды білдіреді, өйткені біз примордиалық сталиндік сүруімен бара жатырмыз. Бізде ұлт графасы паспортта болсын ба, болмасын ба. Егер ол этникалық текті білдірсе, ол алынуы керек, өйткені адамның жеке құжатында адам құқықтары принциптері бойынша бес нәрсе көрсетілмеуі керек: жынысы, жасы, шыққан тегі, діні, саяси көзқарасы. Неге? Себепті бұл нәрсеге байланысты әр адам дискриминацияға, алалаушылыққа ұшырайды».

(перевод: Сегодня «Казах» – это этнический термин, потому что мы идем по примордиальному сталинскому подходу. Да будь у нас графа «национальность» в паспорте или нет. Если она обозначает этническое происхождение, то ее нужно убрать, потому что по принципам прав человека в удостоверяющих личность документах не должны указываться 5 вещей: пол, возраст, происхождение, религия, политические взгляды. Почему? Потому что на основе этих вещей каждый человек сталкивается с дискриминацией и предрассудками).  

Казахстанец VS. Казах 

Газиз Абишев против того, чтобы все казахстанцы назывались казахами: 

«Есть другие этносы, которые не хотят называться этническим термином «казах», потому что их национальные государства лежат рядом с нами… Они чувствуют свою кровную и культурную связь с этими нациями и не хотят терять свою этническую идентичность… Ультра этнические националисты тоже не хотят, чтобы всех называли казахами, потому что это приводит к определенному информационному размыванию того этнического термина, которым мы все дорожим».

Абишев объясняет, что если славяне из Казахстана будут называть себя казахами в путешествиях по миру, то у мирового сообщества сформируется искаженное представление казахов как этнической группы. 

Аяулым Сағынбаева, демограф Института прикладных этнополитических исследований, подчеркивает, что в Казахстане не будет ассимиляции других этнических групп: 

«Біз ешкімнен оның этникалық, азаматтық, регионалдық немесе өнірлік бірегейлігін алып ала алмаймыз… Ұлт құру процессі кезінде біз бірегейлікті жоққа шығарып, жақтаумызға болмайды. Бұл адамның табиғаты». 

(перевод: Мы не можем отнять у кого-либо его этническую, гражданскую, региональную или производственную идентичность. Во время нациестроительства мы не можем отказаться от своих исключительных характеристик. Это в человеческой природе). 

Также Сағынбаева отмечает, что выбор этнической принадлежности остается за гражданином: 

«Статистикаға келетін болсақ, адам өз этносын өзі таңдайды… Не себепті халықтын этникалық құрамы тек қана санақ бойынша белгілі болады деп айтамыз? Өйткені адам өзінің этникалық бірлігін құжатына байланысты емес, басқаша да айтуы мүмкін».

(перевод: Что касается статистики, то человек сам выбирает свой этнос... Почему мы говорим, что этнический состав населения устанавливается только по переписи? Потому что человек может указать этническую принадлежность не на основе документов).  

Есть ли прогресс в нациестроительстве?

По мнению Газиза Абишева, для казахстанцев среднего возраста в стране удалось построить успешное национальное государство:

«До 15 лет мне со стороны каждый день напоминали, что я казах… Я пришел в садик … мое казахское лицо пульсирует на фотографии, где 30 детей, из них 29 — славяне и немцы. И в школе так же, и во дворе точно так же. И внезапно я хожу, все вокруг казахи, с казахскими именами, говорят на казахском и не смотрят российское телевидение. Ты не можешь отказаться от мысли, что победа в нациестроительстве уже совершена». 

Ғалым Жүсіпбек отмечает, что в Казахстане до сих пор превалирует колониальное мышление, а успешного нациестроительства без деколонизации не будет. 

Например, что для нас «нация», «этнос» и «национальное государство»? В определении этих терминов мы до сих пор ссылаемся на советские установки:  

«Сталиннің саясаты нәтижесінде этнос пен ұлт арасында теңдік құрылды. Яғни ұлттық дегеніміз тең этникалық. Бұл примордиалық этникалық ұлтшылдық». 

(перевод: В результате сталинской политики этнос и нация были приравнены. То есть национальный означает этнический. Это примордиальный этнический национализм).

Сталинская концепция приравнивания биологического к национальному привела к войнам и расизму. Поэтому сейчас Казахстану важно развивать другое определение национализма – основанное на гражданстве, принципах прав человека: 

Адам құқықтарының жалпыға бірдей декларациясына сәйкес, «ұлт дегеніміз азаматтық деп аударылады… XXI ғасырда өмір сүргеніміз келсе, біз заманауи ұғымдардың заманауи тұжырымдардардан қашып кете алмаймыз. XXI ғасырда ұлтты, саяси бірлестікті қабылдайды. Демек осыны Қазақстанға әкелуіміз қажет».  

(перевод: Согласно Всеобщей декларации прав человека, национальность переводится как гражданство... Если мы хотим жить в XXI веке, мы должны использовать современные концепции. В XXI веке ценится нация, политическое объединение. Значит, мы должны внедрить это в Казахстане). 

Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Youth.kz»