Высшее образование: нужно ли оно?

Разбираемся, насколько высшее образование — ключевой фактор успеха и можно ли быть счастливым и зарабатывать без него.

Совсем недавно сотни школьников выкладывали видео со слезами на глазах, когда не получили гранты в вузы. Но есть сотни других молодых людей, которые не видят в этом драмы и без диплома развивают свои стартапы. Сегодня мы попытались разобраться, насколько высшее образование — ключевой фактор успеха и можно ли быть счастливым и хорошо зарабатывать без него.

Если верить теории поколений, которое, как известно, базируется на мировых экономических и политических процессах, сейчас на студенческой скамье – поколение Z. Это дети, рожденные с 2000 – 2011. Их бабушкам из поколения «бэби бумеров», в свое время мечтающих о получении высшего образования, не понять философского отношения внуков к университету. Тем более это трудно принять их родителям «иксам», которые твердо знали, что «без корочки сегодня никуда». Авторы теории поколений характеризуют «зетов» так: «в отличие от всех предыдущих поколений, их не интересуют ни деньги, ни дорогие машины, ни квартиры. Для них не важен материальный или финансовый показатель. Самый существенный критерий для них — это духовная составляющая».

Согласитесь, весьма лестная характеристика. Духовное благополучие и материальная непритязательность, выстроенные на трудах и лишениях предыдущих поколений, для которых поступить, набрать нужный балл, закончить очно, заочно, на вечернем, любой ценой было делом не просто чести, а выживания.

Ценность высшего образования стала меняться с тех пор, как на него появилась цена. Выходи на рынок, поторгуйся. Вот товар подороже, вот средняя цена, есть в рамках обычного бюджета. Но получить заветную корочку при наличии денег сегодня может каждый выпускник средней школы, даже не особенно любящий учиться и не совсем понимающий зачем ему этот вуз. 11 в школе, потом 4-5 лет в вузе. Ну не на завод же ему идти, в самом деле! 

Айжан Ахмедова, доктор архитектуры, профессор факультета Дизайна МОК КазГАСА:

- Если сравнивать ценность высшего образования 30-40 лет назад и сегодня, то, к сожалению, ценность понизилась, несмотря на то, что высшее образование стало платным. Причина снижения ценности – доступность высшего образования, а также отмена вступительных экзаменов, которые были серьезным проверочным барьером. Убеждена, что высшее образование должно быть привилегией способных и мотивированных людей, а не платежеспособных. Поскольку вузы теперь оказывают образовательные услуги, то появились такие термины как «нерентабельные специальности», «нерентабельные группы» и т. д. Для некоторых студентов пребывание в вузе проходит как продолжение беззаботного пребывания в рекреациях и кафетериях. Они немотивированы, не готовы к обучению, часто слабы в учебе, им многое непонятно и неинтересно. К сожалению, получение образования для многих равно получению услуги. И такие студенты часто удивляются, почему оплата учебы не гарантирует автоматического получения знаний. Что, конечно наивно, но такова реальность.

Но только ли невидимая рука рынка повлияла на качество образовательных услуг? 

Борис Стадничук, преподаватель русского языка и литературы, автор образовательных телевизионных проектов, книг по популяризации науки:

«Раньше, в предыдущие века, высшее образование было достоянием очень небольшого круга лиц, сейчас образование расширилось, и соответственно общее качество понизилось. И во всем мире происходит снижение уровня образования. И этого не исправить никак, потому что это неизбежное следствие интернетизации и цифровизации». 

Безусловно, ценность высшего образования подрывает то, что постепенно его задачи забирают на себя такие альтернативные варианты обучения, как внутрикорпоративные университеты, сервисы предоставляющие курсы он-лайн и микрообучения, а также чемпионаты WorldSkills, которые для многих компаний становятся важнее дипломов. 

Ольга Якупова, исполнительный директор кадрового холдинга «Elite»: 

- Наличие высшего образования остается обязательным в медицине или юриспруденции. В IT или дизайне диплом перестает быть обязательным условием трудоустройства. Компании все чаще обращают внимание на практические навыки и опыт кандидатов. Например, в IT-индустрии сертификаты от крупных компаний (Microsoft, Cisco, Google и т.д.) могут быть не менее ценными, чем диплом. Так что сказать, что диплом всегда решает всё, не совсем правильно.

Стоит отметить, что Казахстан в рейтинге одной из самых популярных платформ он-лайн обучения Coursera – Coursera Global Skills Report входит в ТОП-35 стран из 109, это говорит о том, что и у нас спрос на он-лайн курсы весьма высок. 

В 20-х годах ХХI века оказалось, что учиться, сдавать экзамены, зарабатывать, можно не выходя из дома, находясь в пределах действия скоростного интернета. Освоить специальность можно не за 4 года, а за 4 месяца, заплатив за короткие курсы в интернете. Ценность прочитанных книг значительно стала уступать количеству подписчиков в инстаграме. Люди с сомнительной квалификацией смело продают онлайн любые навыки: общаться, знакомиться, производить впечатление, писать книги и самое главное – стать успешным. Зачем терять 5 лет на посещение вуза и около 4,5 млн тенге на оплату звания «бакалавр»?

Сегодня во всем мире складывается такая тенденция: чтобы быть на «гребне волны» в эру искусственного интеллекта молодым людям приходится постоянно приобретать новые знания и навыки, учиться и менять сферы деятельности. Соответственно, в условиях активно развивающихся технологий, возникнет вопрос – стоит ли тратить 4-5 лет своей жизни на получение диплома?

Татьяна Затонская, магистр гуманитарных знаний, преподаватель университета «Туран»:

Источник: turan-edu.kz

«Раньше ценность высшего образования связывалась с фундаментальными науками, высоким культурным и интеллектуальным уровнем, определенной элитарностью, возможностью получить хорошую стабильную работу, положение в обществе и финансовый успех. В современном мире наметилась тенденция к прикладному образованию.  При этом людей, которые связывают высшее образование с финансовыми успехами, стало меньше.

И с этим трудно не согласится, как HR-менеджер торговой сети магазинов сферы fashion-retail могу сказать, что 70% сотрудников, работающих на руководящих должностях магазинов, не имеют высшего образования, или если имеют, то оно не профильное. Обучение, как правило, они проходят в процессе работы и в корпоративном университете компании, которая обучает сотрудников именно под свою культуру и свои бизнес-процессы». 

Что же говорит статистика? Нужны ли нам сегодня дипломированные специалисты? Согласно среднесрочному прогнозу, подготовленному АО «Центр развития трудовых ресурсов», в базовом (наиболее вероятном) сценарии спрос на наемных работников (включая новый спрос и спрос на замещение) за 2023-2030 годы суммарно составит порядка 2 млн человек. По результатам прогноза совокупного спроса до 2030 года на наемных работников наиболее большим спросом будут пользоваться бухгалтеры, охранники, инкассаторы (и родственные профессии), а также продавцы магазинов и их помощники.  

И снова возникает вопрос: стоит ли тратить время и идти учиться на юриста или инженера, если на рынке труда будут востребованными профессии, где высшее образование не требуется? 

Исполнительный директор кадрового холдинга «Elite» Ольга Якупова:

«Главная незакрытая потребность казахстанского рынка труда – в неквалифицированных кадрах. Несоответствие профессионального образования и потребностей рынка труда сегодня является серьёзной проблемой. В прошлом система образования в стране регулировалась государством; выпускников направляли на работу по специальности. С переходом к рыночной экономике эта практика была утрачена, в связи с чем в Казахстане появилась «дипломированная безработица», когда выпускники юридических и экономических специальностей часто оказываются без работы из-за перенасыщенности рынка». 

Сегодня статистика также говорит о том, что все меньше студентов стремится окончить вуз. Согласно данным портала Bilimdi El численность студентов в вузах Казахстана снижается. Так на начало 2021/2022 учебного года численность студентов составила 575,5 тыс. человек — на 0,2% меньше, чем годом ранее. Заметим: показатель сокращается не первый год подряд (годом ранее снижение составляло 4,6%). Как сообщает Bilimdi El, 15,6%  выбывших студентов прекратили обучение по собственному желанию, а 13,1 — из-за финансовых затруднений. 

Так что же дает высшее образование? Гарантирует ли его наличие успех? Можно ли быть успешным без него? Все относительно. Почти все истории успеха, и Билла Гейтса, в том числе, который так и не окончил вуз, но стал успешным человеком, весьма относительны. Не все знают, что Билл Гейтс родился в богатой семье, может быть поэтому при его возможностях, отсутствие диплома не стало помехой его успеху. Известный всем своим «черным лебедем» доктор философии Нассим Талеб считает, что «успех требует отсутствия хрупкости», а для этого необходимо обладать «жизнестойким самоуважением». Из чего оно складывается? Из знаний в первую очередь.  

Айжан Ахмедова, доктор архитектуры, профессор факультета Дизайна МОК КазГАСА:

«Ценность высшего образования непреходяща. ВО дает комплекс теоретических знаний, навыков и умений. А также развивает кругозор и создает большое основание для развития в будущем. В период обучения формируется крепкий комплекс профессиональных возможностей, который молодой специалист может реализовать на практике, получая практический опыт. Конечно, этот комплекс знаний нужно обновлять и пополнять из года в год, повышать квалификацию. Но кто сказал, что получение знаний конечно? Этот процесс!»

Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Youth.kz»