Советы для журналистов от Оливье Абалена, преподавателя журналистики из Франции

С 6 по 8 мая в Ташкенте прошел первый Форум журналистов Центральной Азии, на котором мы побеседовали с Оливье Абаленом.

С 6 по 8 мая в Ташкенте прошел первый Форум журналистов Центральной Азии, на котором специалисты со всего мира обсуждали вопросы медиаграмотности и борьбы с дезинформацией. В кулуарах мы побеседовали с преподавателем Высшей школы журналистики Университета города Лиль (Франция) Оливье Абаленом о том, как молодым и опытным журналистам сохранить объективность и не пожертвовать репутацией в мире дезинформации и искусственного интеллекта. 

 

Журналистика — это призвание или долгая работа над собой? 

Это правильный вопрос, который посещает многих студентов факультетов журналистики, считает Оливье Абален.

«Для журналиста важна такая составляющая, как страсть или призвание. Но при этом, если нет достаточного образования, можно поставить под угрозу и самого себя, и окружающих. К тому же недостаток образования со временем может привести к тому, что изначальная страсть к этой профессии сойдёт на нет».

Ресурсы для молодых журналистов 

Самым первым надежным источником знаний для журналистов Оливье Абален называет ресурсы ЮНЕСКО. В качестве примера он приводит  пособие для журналистов-расследователей, созданное американо-французским журналистом Марком Ли Хантером. 

«Это очень полезный материал, который раскрывает вопросы, связанные с журналистскими расследованиями и проверкой фактов», — отметил он.

Нужно обращаться к тем журналистам, чья работа нравится 

«Обращайтесь, проводите совместные расследования. У журналистов много недостатков и один из них — самолюбование. С опытом у многих появляется уверенность и любовь говорить о себе. Эту привычку можно использовать как ресурс — слушать и выделять полезные для себя моменты», — советует эксперт.

Как журналистам говорить о медиаграмотности с молодой аудиторией? 

Во Франции медиаобразование начинается со школы, но в Центральной Азии школьные программы пока не приспособлены к новым реалиям, и ответственность за медиаобразование в большей степени лежит на СМИ и гражданском обществе. 

«Возможности журналиста позволяют ему общаться напрямую с аудиторией. Вы можете рассказывать о своем дне в редакции, как вы проводите расследование и т.д. Находите контакты с местной администрацией, чтобы получать поддержку и финансирование каких-то образовательных мероприятий непосредственно в школах. Это не так сложно реализовать, дети с удовольствием откликнутся на предложение выпустить газету или записать подкаст», — советует Оливье Абален.

Как взаимодействовать с искусственным интеллектом?

«Журналист должен пополнять свой арсенал инструментов и в том числе за счёт искусственного интеллекта. Заставить искусственный интеллект работать против самого же искусственного интеллекта (прим.: в борьбе с дезинформацией)». 

Также г-н Абален приводит в пример и опыт работы новостных редакций с искусственным интеллектом при создании контента: сегодня им не обязательно тратить несколько часов для съемки и монтажа сюжета, а с работой диктора легко справится виртуальный аватар. 

Что делать если вы сами распространили дезинформацию? 

Признавать свои ошибки всегда сложно, считает Оливье Абален. Но в то же время, это является одним из принципов прозрачности работы журналиста:

«В таких случаях вы должны объяснить аудитории, почему вы ошиблись. Это важно, чтобы люди не теряли веры к вам. А также стоит рассказать о том, какие меры примете вы и ваша редакция для того, чтобы в будущем подобных ситуаций не повторялось», — говорит он.

Парадокс состоит и в том, добавляет журналист, что после публичного признания ошибки, читатели и зрители начнут еще больше доверять журналисту или СМИ.

Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Youth.kz»