«Ответственность может наступить за что угодно»: к чему приведет Закон об онлайн-платформах и онлайн-рекламе

10 июля Касым-Жомарт Токаев подписал Закон «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе». Через 60 дней принятые нормы вступят в силу и они расширят обязательства и ответственность за публикуемый контент. Почему попытка власти выпустить закон в области цифрового права не принесет ожидаемого результата  — разбираемся вместе с юристом Ержаном Есимхановым.

Предыстория

В мае 2023 года депутаты Мажилиса инициировали поправки в Кодекс об административных правонарушениях по вопросам онлайн-платформ и онлайн-рекламы. Главной новеллой проекта стало введение самостоятельной статьи 456-2 «Размещение, распространение ложной информации». 29 июня Сенат в двух чтениях одобрил Закон «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе».

«Большое значение имеет усиление государственной защиты граждан от буллинга в социальных сетях, фактов оскорблений, от деятельности финансовых пирамид и других подобных проблем», — комментировал законопроект спикер Сената Маулен Ашимбаев.

10 июля Токаев подписал новый закон, одобренный ранее Сенатом, утвердил внесение изменений и дополнений в Кодекс РК об административных правонарушениях, и подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам онлайн-платформ и онлайн-рекламы».

«Закон сырой и сделан в спешке»

На разработку и принятие первого в казахстанской практике закона в области цифрового права ушло чуть более двух месяцев. Такую спешку излишней считает юрист Ержан Есимханов:

«Закон сырой, короткий и явно сделан в спешке. Два ключевых понятия, используемых в законе, а именно «блогер» и «ложная информация», сформулированы так, что на практике затронут интересы огромного количества людей, которые к блогерам не имеют никакого отношения».

«Спасти» законопроект не помог даже перенятый у европейских стран опыт.  Как отмечает юрист, все положения закона о профайлинге (алгоритмы, определяющие предпочтения пользователей) — это грубое заимствование из европейского Digital Services Act (Закон о цифровых услугах ЕС).

К слову, норм, ограничивающих свободу в Интернете, в законодательстве Европейского союза нет, а у казахстанского закона есть все условия для этого.

Кто может попасть под «удар»?

Закон призван регламентировать работу блогеров и наложить на них ответственность за публикации, в частности рекламного характера. За доходы нужно отчитываться и платить налоги (как и за любую предпринимательскую деятельность), рекламный контент маркировать, а за ложную информацию в постах – платить штрафы. Но из-за размытых формулировок, под понятие «блогер» может попасть вообще весь онлайн-бизнес.

«Закон определяет блогеров как «пользователей онлайн-платформы, публикующих информацию, адресованную неопределенному кругу лиц, в целях предпринимательской деятельности». Если следовать этому определению, то любой инстаграм-магазин — это блогер. Пользователь — да, информация адресована неопределенному кругу лиц — да, в целях предпринимательской деятельности — да. Такому аккаунту придется маркировать рекламу. А если это аккаунт ресторана, то он должен писать «я ресторан, публикую рекламу самого себя», — объясняет Ержан Есимханов. 

Таким образом, у SMM-менеджеров появляется новая обязанность, которая может не нести существенного смысла, но при этом возникает угроза ответственности перед законом. Как это повлияет на развитие маркетинга в социальных сетях, можно только предполагать. 

Где правда, а где ложь?

Главные вопросы, которые волнуют пользователей: как будет определяться ложная информация? Где проходит грань между сатирой, маркетинговыми приемами и ложью? К примеру, можно ли написать в рекламе магазина, что купив это платье, вы будете порхать от счастья? А искажения цветопередачи на фото, или вовсе фотошоп, является ли ложью?

Согласно Закону, ложная информация — это информация, не соответствующая действительности, либо содержащая существенные искажения фактов, создающая ложное представление о лицах, событиях, явлениях и процессах, зафиксированная в любой форме. 

«Если законодатели опираются на некую «действительность», неплохо бы ее определить. У нас в стране действительность сегодня одна, а завтра другая. Сегодня Елбасы отец нации, а завтра простой пенсионер — что здесь будет действительностью? А что будет искажением фактов — написать, что он отец нации, или что пенсионер? Как определить было ли создано у людей ложное представление? Если они информацию прочитали и не поверили, значит у них не возникло ложное представление? Как это будет определяться?», — рассуждает Ержан Есимханов.

К тому же юрист обращает внимание на лазейку в законе, которая полностью нивелирует его пользу в вопросе защиты от ложной информации. Так, к примеру, ссылаясь на собственное мнение и оценочное суждение, блогеры могут публиковать откровенную ложь. Достаточно сделать приставку «по моему мнению».

Реальные риски

Ержан Есимханов считает, что у закона есть цели, отличные от заявленных:

«Все это нужно только для одного: чтобы над каждым публичным человеком висел риск наказания за все написанное или сказанное. Потому что в условиях неопределенности она может наступить за что угодно».

Кроме того, не известно как новые законодательные нормы отразятся на онлайн-торговле. 

«Законопроектом внедряются новые требования к рекламе в интернете, которые могут существенно повлиять на коммерческую деятельность малого и микробизнеса, много опасений высказывается относительно возможного ограничения свободы предпринимательской деятельности, социальных рисков», — также отмечается в комментарии эксперта, управляющей директора ОЮЛ «Ассоциация Цифровой Казахстан» Елены Бычковой. 

Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Youth.kz»