Образ женщины в нашем обществе: жертва, дива, воительница
Улицу Иманбаевой на правом берегу города Астаны нередко ассоциируют с Амангельды Имановым. Однако немногие знают, что улица была названа в честь Шолпан Иманбаевой, первой казахской женщины, чьи произведения часто издавались в казахской периодической печати в 1920-х годах. Почему же первым на ум приходит именно Амангельды Иманов, разбираемся с исторической точки зрения вместе со спикеркой TedxAstana 2024 Камилой Смагуловой.
Что такое гендерный национализм
Понятие “гендерный национализм” известно в западных исследованиях и описывает связь между национальной идентичностью и гендерными ролями. Камила Смагулова раскрывает термин, опираясь на характеристику исследовательницы Айзады Арыстанбек.
Спикерка приводит в пример то, как женские образы эксплуатируются в культуре народа: например, отвечают за сохранение благосостояния через образ жены, матери, бабушки; а женские тела связывают с чистотой и честью нации.
«Женщины часто изображаются как агенты культурных перемен [...] и возводятся на искусственный пьедестал. Мы говорим, что казахи всегда уважали женщин, но замолкаем, когда нас просят назвать 10 женщин из казахской истории,» — сказала Смагулова.
Исторический образ — выбор женщины?
Образы женщин, которые оставили свой след в казахской истории, ограничены социальными установками. История Фатимы Габитовой — яркий пример. Казахстанская писательница, педагогиня, переводчица, дидактик и общественная деятельница, Фатима осталась знаменитой под именем «үш арыстың музасы» («муза трех героев Алаша») и в истории ей отвели роль хранительницы потомков «трех героев Алаша».
«На данный момент в историческом нарративе мы видим женщину либо в роли пережившей репрессии жертвы, либо в роли культурной дивы, либо в роли воительницы, вышедшей с мечом против врага», — объяснила спикерка.
В пример последнего образа приводились такие личности, как Томирис, Алия Молдагулова и Маншук Маметова. По мнению Смагуловой, исторический облик женщины-воина не всегда интерпретируется в пользу современных казахстанок. Например, в вопросе насилия над женщинами создается нарратив: «Как потомки великих степных воительниц не могут дать отпор?»
Забытые на страницах и экранах
Проблема видимости не обошла историю движения Алаш. В книге Руслана Акмаганбета «Алаш Демократиясы» («Демократия Алаш») образ Гайнижамал — единственный женский. Несмотря на упоминание в книге борьбы членов Алаш за женские права, ни одно женское имя не фигурирует в книге.
«Наверное, большинство из вас смотрели фильм «Оян, қазақ», — спросила аудиторию Смагулова. — Помните ли вы образ супруги Мыржакыпа Дулатулы, Гайнижамал? Сколько занимало ее экранное время?»
И реакция аудитории показала печальную правду: конечно, в фильме было меньше экранного времени для женских персонажей, чем для мужских.
Как продолжить женскую летопись
Для постепенного решения проблемы Камила Смагулова предлагает, чтобы женщин-историков становилось больше, а мы сталкивались с женскими именами в повседневной жизни. Например, чтобы улица с хореографическим училищем носила имя Шары Жиенкуловой, а на факультетах по психологии мы изучали труды Назипы Кулжановой по воспитанию ребёнка.
«Если мы хотим, чтобы женские имена оставались в истории, нужно отказаться от таких лейблов, как дива, жертва или воительница. В стране с демократией и развитым гражданским обществом женщины должны сами определять свои роли», — говорит она.
О нынешних клише-образах
Мы спросили спикерку об образе казахской женщины на данный момент, но Смагулова подчеркнула, что в такие рамки, как «образ» женщин загонять не стоит.
«Почему мы опять должны придумывать образ? Я бы не заостряла внимание на клише-образах, потому что не все мы под них подходим. Здесь речь о том, сами ли женщины выбирают эти образы? Кого они хотят видеть в этих образах? Это уже их решение», — считает спикерка.