Несуществующая группа взбудоражила Казахстан: что нужно знать о Gorillaz
Группа Gorillaz вызвала бурный ажиотаж в Казахстане: трек «Feel Good Inc.» стал официальным саундтреком нашумевшего фильма «Ауру», концерт коллектива в 2026 году активно обсуждают фанаты, а виртуальный коллектив уже «прогулялся» по Алматы. Объясняем, что нужно знать об этом проекте?
Gorillaz не существует
Фактически, коллектива в реальности нет. Вся группа и ее участники вымышлены и существуют в мультипликационном мире, где у них своя история, прошлое, внутренние конфликты и целая вселенная, которой позавидовали бы создатели многих настоящих франшиз. Персонажи стареют, теряются, умирают, возвращаются, попадают в абсурдные ситуации и все это напрямую влияет на музыкальную часть.
За такой анимационной оболочкой стоит реальный дуэт: музыкант Деймон Албарн и художник Джейми Хьювлетт. Они начинали как эксперимент – попытка высмеять поп-культуру начала нулевых, переполненную одинаковыми артистами. Но в итоге Gorillaz стал чем-то большим.
Персонажи
Каждый из членов виртуальной группы – не просто картинка. Они меняют стиль, настроение и даже жанровые направления Gorillaz.
2D – мечтательный вокалист, который может звучать как потерянный ребенок.
Мердок – харизматичный, токсичный басист, влияющий на грязную, панковую сторону звучания.
Нудл – музыкальный гений, благодаря которому в альбомах появляются элементы японского рока, электроники и восточных мотивов.
Рассел – барабанщик и носитель всей хип-хоп составляющей.
Меняется персонаж – меняется музыка. В этом смысле Gorillaz – уникальный проект, в котором художественная вселенная и реальные хиты не существуют отдельно.
Эксперименты и нововведения
Gorillaz постоянно меняют стиль. И не только потому, что Албарн любил эксперименты. Персонажи группы буквально диктовали, какой будет музыка в тот или иной период. Так, Рассел Хоббс, барабанщик с мистическим прошлым и одержимостью духами, стал причиной появления фирменного хип-хопа в ранних треках. В мире Gorillaz, духи умерших рэперов периодически вселяются в Рассела и резко меняют музыку. Именно благодаря этой идее фанаты получили взрывные куплеты в «Clint Eastwood» и «Feel Good Inc.».
Первый хит, кстати, строится на максимально простом бите драм-машины. Это создает эффект примитивности, будто музыка звучит как что-то, созданное в гаражной студии самими персонажами. В итоге именно этот минимализм стал узнаваемым стилем.
Эксперименты заходят так далеко, что отдельные альбомы буквально меняют жанровое направление группы. Один из примеров – The Fall, который в лоре подается как путешественный дневник персонажа 2D. По сюжету он записывает его в одиночку, почти как личные заметки на ходу, поэтому здесь нет привычных для Gorillaz тяжелых басовых линий Мердока, рэп-куплетов Рассела или ярких гитарных партий Нудл. Музыка звучит так, словно персонаж действительно едет по бесконечным американским хайвеям и в полусне набрасывает мелодии.
В реальности Деймон Албарн действительно создавал альбом в дороге, путешествуя по США во время тура и используя практически один инструмент – iPad. Минимальный набор возможностей неожиданно стал преимуществом: музыка получилась камерной и туманной, олицетворяя образ 2D, который часто воспринимается как тихий наблюдатель внутри мира Gorillaz.
Там, где в обычных альбомах слышно командную работу виртуальной группы, The Fall звучит как личное пространство персонажа и именно это делает его важной частью лора.
Почему виртуальная группа стала глобальным феноменом
Gorillaz первыми показали, что музыканты могут существовать без физических границ. Они устраивали концерты с огромными экранами вместо артистов, выпустили клипы как мини-фильмы и постоянно обновляли визуальный стиль. В эпоху социальных сетей это оказалось настоящим преимуществом.
По сути, Gorillaz еще в начале нулевых создали то, что сегодня активно обсуждается в контексте метавселенных, цифровых аватаров и виртуальных артистов. Разница лишь в том, что их вселенная создавалась не алгоритмами, а авторским видением.
То, что происходит сейчас вокруг фильма «Ауру» и неожиданного возвращения «Feel Good Inc.» в тренды – закономерность. Саундтрек идеально лег на атмосферу картины, а сама группа в очередной раз стала культурным триггером. Добавим сюда обсуждения скорого концерта и неудивительно, что соцсети буквально кипят.
Gorillaz – это не просто музыкальный проект. Это живой пример того, как виртуальная культура становится частью реальной жизни, формируя тренды, вызывая эмоции, объединяя людей вокруг необычных идей. И именно поэтому ажиотаж вокруг группы вспыхивает вновь и вновь – от Лондона до Алматы.