Между пропагандой и конспирологией: общество и информация в ЦА
1-го августа Молодежная информационная служба Казахстана провела в Бишкеке круглый стол «Влияние дезинформации на общества Центральной Азии». Эксперты, социологи, неправительственные организации и независимые медиа Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана обсудили, как в регионе борются с дезинформацией и пропагандой. Делимся ключевыми моментами дискуссии.
Под влиянием российской пропаганды
Эксперты отметили большое влияние российской пропаганды на инфополе жителей Центральной Азии.
В Кыргызстане, как отметил адъюнкт-профессор Центра изучения СМИ и журналистики Гронингенского университета в Нидерландах Рашид Габдулхаков, «российский новостной нарратив создает представление о растерянной Украине, злобном Западе, святой России и зависимом от нее Кыргызстане». Также отличительной чертой российской пропаганды является миф о потерянном рае: хорошей жизни, проводником которой в прошлом была Россия или Советский союз и к которой нужно вернуться. Как рассказывает Рашид, российские новостные издания теперь выпускают материалы на кыргызском языке и занимают лидирующие позиции в поисковике. Данные исследования, демонстрирующего эти выводы, можно прочесть здесь.
В Казахстане, по данным исследования Молодежной информационной службы Казахстана за 2022-й год, 18% респондентов читают/смотрят российские медиа. Руководитель исследовательских проектов МИСК Айгуль Беймишева отмечает, что граждане, проживающие в приграничных с Россией регионах, чаще других сталкиваются с дезинформацией (73% ВКО, 74% Астана, 78% СКО), и также признаются, что имеют слабые навыки для перепроверки информации. При этом, при тестировании на распознавание фейков, 10% аудитории признаются в доверии к фейкам, но если их развенчивают международные организации или местные госорганы половина такой аудитории распознает фейк.
Медиаэксперт Шаходат Саибназарова рассказала, что российские медиа начали активнее работать и в Таджикистане: «Последние несколько месяцев развернулась широкомасштабная работа по внедрению российских онлайн-ресурсов в Таджикистан. Вот появились в последние месяцы 5 онлайн таких медиа. Россия заваливает нас информацией. Даже последнее исследование Internews 2023-го года показало, что половина населения Таджикистана смотрят российские каналы». Как отмечает директор НПО «New Media Education Center» из Узбекистана Беруний Алимов, пропаганда выбивается из общего массива информации и аудитория ее распознает.
Обзор медиаполя
Исследования показывают, что в регионе не развита медиаграмотность.
В Казахстане граждане самоуверенны в том, как они ориентируются в информации (73%), но при этом не перепроверяют ее, утверждают, что не сталкиваются с фейками и не делают фактчекинг (80%).
В Кыргызстане, как отмечает Рашид Габдулхаков, российские СМИ считаются высококачественными и заслуживающими доверия, представляя собой стабильную золотую середину между «низкокачественными» местными СМИ и «аморальными» западными СМИ. При этом российские медиа отличаются высокой долей пропаганды.
В Таджикистане, согласно отчету Internews, 96% населения считают телевидение основным источником информации. 92% респондентов смотрят таджикские телеканалы, которые в основном принадлежат государству. Шаходат Саибназарова отмечает, что о фактчекинге в стране вещает платформа Factcheck.tj.
В Узбекистане информацию об отечественных новостях получают через телевидение (66%) и интернет-сайты (40%). В этом году в стране запустилась четвертая в ЦА независимая платформа по фактчекингу. НПО начали активно проводить тренинги по медиаграмотности. Например, как рассказывает Беруний Алимов, проведены тренинги для депутатов парламента, пресс-служб министерств, религиозных лидеров, записан онлайн-курс для журналистов Узбекистана.
На пути к медиаграмотности
Эксперты считают, что страны могут объединиться и в тесном сотрудничестве повышать медиаграмотность в регионе.
Рашид Габдулхаков отмечает, что «во-первых, для чиновников – нужно перестать субсидировать российские СМИ и начать транслировать также и Украинские программы. Необходимо создать гильдию журналисток и журналистов, потому что нужно бороться с дезинформацией, пропагандой. Нужно учить языки Центральной Азии. Нас заставили верить, что мы не можем друг с другом общаться на языке кроме русского. И нужно сделать ставку на будущее. То есть, если в России фокус в основном на прошлое, то чтобы победить эту пропаганду, нужно рассказать, каким мы видим наше будущее».
Айгуль Беймишева предлагает, во-первых, запустить национальное медиа телевизионного и веб-формата, которое будет направлено на развитие медиаграмотности населения. Во-вторых, разработать новые стратегии противодействия пропаганде через разъяснение фактов. Эти стратегии должны учитывать возрастные, языковые, географические особенности потребления информации. И в-третьих, обновить коммуникационный протокол государственных органов, чтобы они могли оперативно информировать население о происходящих событиях и предупреждать пропаганду и дезинформацию.