КНБ будет вмешиваться в митинги и забастовки рабочих? 

В Казахстане социальные конфликты начали расценивать как угрозу национальной безопасности, — такой вывод следует из документа, размещенного на портале открытых НПА 4 апреля этого года. Все это происходит на фоне участившихся забастовок рабочих и митингов. Уже 20 апреля срок публичного обсуждения истекает, предлагаемые поправки в Указ президента об «Утверждении Положения КНБ РК» скорее всего вступят в силу.  Вместе с правозащитницей Татьяной Чернобиль разбираемся, к чему такая спешка и есть ли серьезные последствия у этих поправок. 

Что произошло?

4 апреля на портале открытых НПА появился следующий документ «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан от 1 апреля 1996 года № 2922 «Об утверждении Положения о Комитете национальной безопасности Республики Казахстан».

Всего предлагает более 20 правок, среди которых особенно выделяются пункты 14 и 15, ведь именно в них прописывается, что КНБ будут «обеспечивать готовность к введению режимов ЧС социального характера»и «организовывать мероприятия по подготовке к введению ЧС» аналогичного характера. 

Что это значит?

Ничего чрезвычайного именно сейчас в предложенных поправках КНБ нет, считает правозащитница Татьяна Чернобиль. Потому что Комитет предлагает привести Указ президента в соответствие с изменениями, которые были внесены в некоторые законы ранее.

«Например, еще летом прошлого года в закон «О чрезвычайном положении» были введены понятия «кризисная ситуация» и «кризисная ситуация в социально-экономической сфере», которых раньше там не было. Они дополнили введенное еще в году 2013 понятие «чрезвычайная ситуация социального характера», — отмечает эксперт.

Что такое ЧС в Казахстане?

Закон РК «О чрезвычайном положении» дает следующую трактовку понятия ЧС социального характера: «чрезвычайная ситуация, обусловленная возникновением на определенной территории противоречий и конфликтов в сфере социальных отношений, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью, значительный имущественный ущерб или нарушения условий жизнедеятельности населения». 

Под ЧС могут квалифицировать и не политические митинги, и забастовки рабочих.

Под кризисной ситуацией согласно тому же закону с лета 2022 года понимается такая ситуация, «при которой для восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя Республики Казахстан, безопасности и правопорядка требуется применение временных ограничений, а в исключительных случаях введение режима чрезвычайной ситуации или чрезвычайного положения и применение основных и дополнительных мер, предусмотренных настоящим Законом». 

По мнению Татьяны Чернобиль, это очень странное и размытое понятие.

Что значат поправки?

Что же касается пункта по обеспечению готовности КНБ к кризисным ситуациям и ЧС социального характера, то он фактически детализирует существующий пункт Положения о задачах органов нацбезопасности —  «обеспечивать мобилизационную готовность органов национальной безопасности». 

«То есть дело не в КНБ сейчас, а в том, что в свое время мимо внимания общественности прошло расширение в законе «О чрезвычайном положении» понятия «чрезвычайное положение» до «чрезвычайной ситуации социального характера», «кризисной ситуации» и «кризисной ситуации в социально-экономической сфере», наступление которых позволяет властям законодательно ограничивать права человека», — подчеркивает Татьяна Чернобиль.

Что еще?

Еще КНБ предлагает в соответствии с Законом «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» и Законом «О противодействии терроризму», закрепить за КНБ согласование перечня уязвимых для терактов объектов и инструкции по организации их защиты. 

Как можно было повлиять?

Голосовать против поправок в Положение о КНБ уже не имеет никакого смысла.

 «Внимание полномочиям КНБ стоило бы уделить не сейчас, а еще в 2013 году, когда в закон «О чрезвычайном положении» была введена глава «Правовой режим чрезвычайной ситуации социального характера», и летом прошлого года, когда в том же Законе появились понятия «кризисная ситуация» и «кризисная ситуация в социально-экономической сфере». Именно в связи с этими изменениями и были тогда расширены полномочия органов нацбезопасности», — говорит Татьяна Чернобиль.

А отреагировать на введение понятий «чрезвычайная ситуация социального характера», «кризисная ситуация» и «кризисная ситуация в социально-экономической сфере» мы опоздали.

Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Youth.kz»