Китай решил бороться с инфобизнесом: ограничения для коучей и менторов

Власти Китая решили зарегулировать рынок инфобизнеса, обязав инфлюенсеров в сфере здоровья и финансов подтверждать свои знания документами об образовании. Youth.kz выяснил, как не потратить свои деньги на бессмысленные услуги.

В чем проблема инфоблогеров

С развитием социальных сетей и интернета появилась целая индустрия из людей, которые занимаются вопросами просвещения в самых разнообразных сферах. Особенно выделяются две группы.

Первая − интернет-психологи, которые обещают людям решить их главные жизненные проблемы после прохождения курсов. Это могут быть лекции по личностному росту, обычные психологические сессии или групповые занятия. Женщин учат заряжаться позитивной энергией, привлекать мужчин, а мужчин − токсичной маскулинности, лидерству и даже бизнес-процессам.

Вторая группа − инфлюенсеры, обещающие своим клиентам успешный успех. Они рассказывают, как зарабатывают огромные суммы денег, не прикладывая к этому особых усилий. Тем самым они привлекают на свою сторону финансово неблагополучных людей, которые мечтают быстро и без труда улучшить свое благосостояние и финансовое положение.

Разумеется, за все эти услуги блогеры берут огромные деньги. Многочисленные скандальные расследования выявляют, что люди добровольно платят Instagram-психологам и продавцам успеха сотни миллионов и даже миллиарды своих кровных.

В Китае проблему решили радикально − больше никаких голословных заявлений

В конце октября власти КНР приняли необычный закон, обязав всех инфлюенсеров в сфере здоровья, образования, экономики и права иметь соответствующие дипломы о высшем образовании.

С одной стороны, мера понятная − люди, никак не подтвердившие свою компетентность в теме, организуют целые сообщества, на которых зарабатывают огромные деньги, чаще всего никак не помогая другим.

С другой стороны, есть немало вопросов. Во-первых, это выглядит как попытка со стороны государства ударить по свободе слова. Насколько правильно ограничивать людей в возможности вести бизнес, а других людей − в праве тратить на это деньги?

Да и наверняка эти меры можно будет обходить за счет липовых дипломов, которые будут либо покупаться, либо получаться посредством бездумного посещения занятий.

Как с этим дела в Казахстане?

Айдар Баймахан, инвестор и финансист, оценил годовой размер инфобизнеса в Казахстане в 220 миллионов долларов. При этом Баймахан считает, что оценка очень скромная, ведь с теневой долей цифра может достигать 500 миллионов долларов.

Говоря о перспективах, инвестор полагает, что со временем рынок может достичь совсем огромных размеров, пробив отметку в 2 миллиарда долларов.

Бизнесмен Бахт Ниязов уверен, что проблема не в инфобизнесменах, а в доверчивых людях, верящих в быстрый и легкий успех и несут огромные деньги в карманы мошенников, из-за чего страдает репутация честных коучей и лекторов, которые ведут бизнес чисто и занимаются настоящим просвещением.

В 2023 году инфоблогеров попытались зарегулировать, чтобы вывести их бизнес в чистое поле, однако речи не идет о том, чтобы обязать их распространять достоверную информацию. Пока действует лишь норма о введении штрафов за распространение прямых фейков, к которым сложно подвязать истории об успешном успехе и быстром заработке.

Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Youth.kz»