Изменит ли ИИ образование?
30 ноября 2022 года был запущен ChatGPT, всего за два месяца аудитория пользователей которого достигла 100 млн человек. ChatGPT стал самым быстрорастущим потребительским приложением за всю историю Интернета.
Сегодня с помощью приложений, работающих на базе искусственного интеллекта, люди по всему миру пишут тексты и переводят их на любые языки, ищут информацию, создают видео, генерируют музыку, рисуют и … обучаются.
По мнению некоторых экспертов, человечество открыло «ящик Пандоры», потому как выпущенный на свободу искусственный интеллект не регулируется нормами права и для него не существует этики. Сегодня многие студенты используют нейросети для обучения, написания дипломных работ и решения академических задач, однако, готов ли кто-нибудь из нас завтра обратиться к врачу, обученному искусственным интеллектом или сесть в самолет, который управляется роботом?
Чем может быть опасен ИИ в образовании?
Тимур Бакибаев, директор института цифровой трансформации и искусственного интеллекта университета Нархоз, Ph.D. по информатике считает, что: «проблема в том, что люди перестанут генерировать, как сейчас модно говорить, контент». Эксперт приводит пример с изучением иностранного языка. Когда любой человек изучает иностранный язык он может быстро научиться понимать тексты и речь на иностранном языке, однако, это никак не помогает ему заговорить. Строить предложения и разбирать их – это не одно и то же. Важно различать два совершенно разных навыка – потребление и генерацию данных. Чтобы научиться говорить на иностранном языке, необходимо именно говорить или хотя бы писать на нём.
Аналогичный пример с плаванием, можно долго наблюдать за тем, как инструктор плавает, следить за его движениями, запоминать все детали. Но это не поможет вам научиться плавать. Тимур Бакибаев, считает, что именно в этом заключается самый большой вред современного ИИ. Он за вас генерирует данные, а вы их только читаете и проверяете. Это намного легче! Но в конечном счёте мы совсем разучимся составлять предложения или программировать без ИИ.
Тимур Бакибаев
Директор института цифровой трансформации и искусственного интеллекта университета Нархоз, Ph.D. по информатике
«Есть одна известная проблема в математике. Это проблема P-NP. Если говорить простым языком, то существуют такие функции, которые вычислить сложно, может занять годы, а проверить очень просто всего за одну секунду. Например, возьмите простое уравнение с одним иксом. Вычислить этот икс – сложно. Но если я скажу, чему он равен, вы сможете быстро подставить и проверить. Тут то же самое: сказать, красиво нарисовано или нет, очень просто. А вот нарисовать красиво – невероятно трудно. Прочитать готовый сгенерированный текст и оценить его очень просто, а сгенерировать текст – трудно. Учитесь генерировать текст сами», – отмечает Тимур Бакибаев.
Мозг человека — это очень тонкая материя, которая постоянно меняется, и все эти изменения и составляют личность человека. Уметь придумывать, добывать новые знания, развивать творческое мышление и креативить, иметь свою отличную от других картину мира ИИ вряд-ли сможет научить.
Эльдар Ахметгалиев, PhD Калифорнийского Технологического Института, исследователь в области прикладной математики и численных методов решения задач рассеивания и спектральных задач с помощью интегральных уравнений и со-основатель стартапа Mocap Analytic думает, что главная опасность в использовании ИИ — это то, что человек вообще не участвует в процессе.
Эльдар Ахметгалиев
Больше 10 лет опыта создания технологических компаний. В 2009 году окончил Московский Физико-Технический Институт (бакалавриат, магистратура), в 2015 — Калифорниский технологический институт (PhD).
Занимался научными исследованиями в области прикладной математики и численных методов решения задач рассеивания и спектральных задач с помощью интегральных уравнений. Соавтор 4 статей и одного патента. Во время обучения в докторантуре соосновал стартап Mocap Analytics специализирующуюся на спортивной аналитике, больших данных и машиннному обучению в области спорта (баскетбол, американский футбол, бейсбол) на основе локационных данных.
«Допустим, нужно написать эссе – человек просит сделать это ChatGPT, он просто копипастит ответ и не разбирается, что там написано. Цель образования — это немного изменить мозг человека, добавив туда не просто новую информацию, а больше понимание концептов — того, как работает та или иная технология или наука», — говорит он.
Когда мы говорим об обучении с помощью искусственного интеллекта, мы иногда забываем о том, что процесс обучения у людей – это целый комплекс сложных аналитических, физиологических и психических процессов. Сэр Фрэнсис Бэкон, выдающийся философ и государственный деятель считал, что задача обучения не только в том, чтобы сообщить учащимся сумму добытых наукой «отражённых истин», но и в том, чтобы вооружить их методом научного исследования, позволяющим устанавливать новые, неизвестные ранее истины. Как мы видим, искусственный интеллект, к сожалению, не учит человека думать, он предоставляет только «готовые знания на блюдечке».
Еще одна опасность кроется в том, что ИИ не умеет вдохновлять и давать обратную связь, что также является неотъемлемой частью обучения. Процесс обмена энергиями и эмоциями, радость и разочарования, конкуренция за внимание и поощрение, наличие интересной личности педагога, все это составляющие успешного учебного процесса. Нейросеть же в процессе обучения не может применять весь спектр методов и приемов обучения, используемых в обычной педагогической практике. И как следствие, мы получаем не полноценный обучающий процесс, а только его имитацию.
Анна Бухал
бакалавр искусств КазГАСА, Master degree in Interior Design, Białystok University of Technology, дизайнер интерьера, CG-художник в Skyline Imerza.
«ИИ – это лишь инструмент, позволяющий сократить время на поиск информации. Сегодняшние студенты пользуются не Google, а чатом GPT. Чат в течении нескольких секунд анализирует всю информацию в интернете и выдает тебе результат, что позволяет экономить время. Но нужно уметь грамотно и конкретно задавать вопрос, а также проверять ответы. Как показывает практика, чат GPT не всегда честен, например на запрос: «Дай мне список литературы по истории архитектуры польских городов», чат выдает список несуществующих книг от несуществующих авторов», – говорит также Анна Бухал, бакалавр искусств КазГАСА, Master degree in Interior Design, Białystok University of Technology, дизайнер интерьера, CG-художник в Skyline Imerza.
Таким образом, основная опасность ИИ в обучении заключается в том, что он не учит думать, безэмоционален и не дает обратной связи. Иными словами, человек, обучающийся с помощью ИИ будет перекладывать решение задач и когнитивных функций на компьютер, что повлечет за собой утрату когнитивных способностей и как следствие – деградацию. Ну и еще одна проблема – достоверность. Большие языковые модели типа ChatGPT иногда просто выдумывают факты и нереальные вещи выдают за реальные.
Как использовать ИИ правильно и безопасно?
Но дороги назад нет, искусственный интеллект стал для нас незаменимым помощником почти во всех сферах жизни, начиная от поиска удобных маршрутов передвижения и заканчивая переводом текстов и деловых писем.
Однако, ИИ далек от идеала, он сам может обучаться на некорректных, устаревших и субъективных данных. Выводы, сделанные таким ИИ могут ущемлять чьи-то права или привести к дискриминации по каким-либо принципам. Например, ЮНЕСКО отмечает, что модели ChatGPT обучаются на данных, которые в основном отражают ценности и социальные нормы стран Северного полушария. Соответственно, это ставит в неравное положение жителей Южного полушария, так как информация не отражает их социокультурный и исторический контекст.
«Я думаю, точно не работает полный запрет на использование. Технология общедоступна. Нужно потихоньку менять подход к задачам перед учениками, делать акцент на те вещи, которые ИИ не может решить. Например, я учился в бакалавриате по старой советской системе, где билеты на экзаменах нужно было защищать устно. Мне кажется, такого рода проверки будут гораздо важнее удобных тестирований. Тем более, что задача образовательных учреждений сегодня – это подготовить молодежь к жизни и работе в новом мире, где ИИ инструменты будут доступны. Значит, нужно учить их тому что ИИ делает плохо и не умеет», – считает Эльдар Ахметгалиев, PhD Калифорнийского Технологического Института, исследователь в области прикладной математики и численных методов решения задач рассеивания и спектральных задач с помощью интегральных уравнений. Со-основатель стартапа Mocap Analytics.
Немного другая точка зрения у Артура Жусупова, PhD по физике, руководителя департамента по обучению в MSDC Math Learning Center, преподавателя дисциплины SAT Digital в частной школе Shoqan School. Он считает главным в этом вопросе «воспитание, ведь туда должны закладываться базовые понятия о честности и этике». Таким образом, человек, использующий ИИ в своей деятельности самостоятельно должен будет решать, что является опасным, а что безопасным. Среди плюсов ученый выделяет основной: «ИИ помогает экономить время, следовательно, повышает эффективность процесса как со стороны учителя, так и со стороны обучающегося».
Тимур Бакибаев, директор института цифровой трансформации и искусственного интеллекта университета Нархоз, Ph.D. по информатике, считает, что ИИ больше полезен не для обучающегося, а для преподавателя. «Безусловно, есть множество инструментов, основанных на ИИ, которые помогают преподавателям. Это и составление тестов, заданий, силлабусов, и видео-прокторинг, и помощь в проверке работ. Благодаря таким инструментам многие занятия проводятся в онлайн режиме. Это не только комфорт и экономия времени, но и разгрузка городских транспортных потоков», – говорит он.
Еще один плюс – это персонализация образования. Эльдару Ахметгалиеву, PhD Калифорнийского Технологического Института, исследователю в области прикладной математики кажется, «что главное преимущество языковых моделей в том, что они могут сделать образование персонализированным. Сейчас, допустим, в классе из 25 человек у всех будет разная скорость восприятия информации и немного разные пробелы в знаниях и т.д. Преподаватель должен в идеале найти оптимальную скорость разъяснения материала, чтобы большинство учеников усвоило тему. Это значит тем, кто легко понимает урок будет немного скучно, а тем, кому нужно разжевать материал, чуть больше времени и объяснения. ИИ преподавателя можно будет перебивать, полностью разобраться в любой теме с нужным темпом и заполнить пробелы там, где надо, а если все понятно быстро перейти дальше».
При наличии минусов, у ИИ есть и преимущества, но при одном условии – осознанный подход. Наши эксперты считают, что большие языковые модели (также называемые LLM), при осознанном использовании студентами могут быть терпеливыми репетиторами. С их помощью можно изучать любую тему, не выходя из дома, сидя за компьютером, в любое время. Их можно использовать для проверки своей работы. Для программистов и студентов IT специальностей ИИ стал частью их работы. Он не только помогает писать код, но и находит ошибки в коде мгновенно и лучше, чем человек.
Что же будет дальше?
Эльдар Ахметгалиев, PhD Калифорнийского Технологического Института, исследователь в области прикладной математики считает, что «прогресс будет скачкообразный».
«Сейчас выстрелили языковые модели, мы уже увидели, как они меняют многие сферы жизни, еще несколько лет человечество будет подстраиваться под это, появятся новые виды деятельности и новые должности, и в итоге языковая модель будет восприниматься как хороший калькулятор или gps-навигатор. А вот какой будет следующий скачок предсказать очень сложно», – отмечает он.
Со всем вышесказанным невозможно не согласиться, все-таки ИИ не заменяет и не отменяет образование, ИИ его дополняет, помогает быть более эффективным. Вместе с тем, ИИ повышает планку для человечества.
«Порог входа в профессию станет намного выше. ИИ будет помогать во всех областях. Но теперь начинающие или среднего уровня специалисты будут не нужны. Легче будет простую работу поручить ИИ. Но хорошие специалисты, которые будут умело управлять этим самым ИИ, будут нужны всегда» – уверен Тимур Бакибаев, директор института цифровой трансформации и искусственного интеллекта университета Нархоз.
Артур Жусупов
PhD по физике, руководитель департамента по обучению в MSDC Math Learning Center, преподаватель дисциплины SAT Digital в частной шоле Shoqan School
Артур Жусупов, руководитель департамента по обучению в MSDC Math Learning Center считает также: «Я бы не сказал, что какая-то конкретная специальность будет под угрозой, но в каждой области теперь человек должен повышать свою квалификацию настолько, чтобы быть в состоянии конкурировать с искусственным интеллектом, например, в науке, той же астрономии, искусственный интеллект может проанализировать снимки из космоса, определить какие-то закономерности, подтвердить какие-то гипотезы, но сделать глобальный вывод сможет только учёный».
Вместе с ними согласна и Анна Бухал, CG-художник в Skyline Imerza, она считает, что ИИ в ближайшее время способен заменить работу графического дизайнера или дизайнера интерьера, но только в части визуализации.
Станет ли искусственный интеллект последним изобретением человечества?
На сайте Всемирного Экономического Форума в апреле 2024 года был опубликован доклад о формировании будущего обучения и роли ИИ в образовании. Там есть любопытная мысль: при внедрении искусственного интеллекта в образовательные процессы важно учитывать как его преимущества, так и возможные угрозы, а также необходимо сохранить ключевую роль педагога в системе образования.
Вывод напрашивается сам собой, на сегодняшний день ни сам ИИ, ни система образования пока не готовы к грамотной взаимной интеграции. Развитие ИИ ставит перед человечеством все новые задачи. Одной такой задачей и является разработка правил, этических норм и протоколов безопасности при внедрении ИИ в образовательные процессы, чтобы в перспективе не случилось того, что ИИ начнет управлять нами, а не мы им.