«Инфлюенсеры» или блогеры будут платить налоги
К блогерам в Казахстане теперь будет применяться новое понятие — «инфлюенсер», об этом рассказал накануне соавтор известного законопроекта «О кибербуллинге» Айдос Сарым. Вводится ответственность за распространение ложной информации и требуются регистрации доходов инфлюенсеров. Вместе с директором «Правового Медиа-Центра» Дианой Окремовой разбирались в тонкостях.
Кто такой инфлюенсер?
Инфлюенсер — это блогер, который имеет лояльную аудиторию и оказывает заметное влияние на подписчиков. Аудитория инфлюенсера может быть разной, поэтому выделяют «микро-инфлюенсеров» и «нано-инфлюенсеров».
Понятие инфлюенсер мажилисмен Айдос Сарым объясняет так: «Это люди, которые имеют достаточно большую социальную поддержку и через это зарабатывают деньги, продают товары, пользуясь своей известностью».
Как именно будут определять инфлюенсеров и будут ли их регистрировать, депутат не уточнил.
Кто такой Айдос Сарым?
Айдос Сарым — депутат Мажилиса VII-VIII созывов от партии «Аманат».
Свой депутатский срок начал с обсуждаемого законопроекта Сарыма-Закиевой, более известный как закон «О кибербуллинге». Защитить детей от онлайн-травли мажилисмен предложил через блокировку социальных сетей.
Почему Мажилис заинтересовался инфлюенсерами?
В нижней палате Парламента сейчас идут обсуждения законопроекта об онлайн-платформах и онлайн-рекламе. Депутаты озабочены тем, что граждане становятся жертвами недобросовестной рекламы и финансовых пирамид, а блогеры не платят налоги.
«Мы знаем, что многие активные пользователи получают деньги «в конвертах». Используют Интернет, чтобы создавать финансовые пирамиды, заниматься незаконной благотворительностью. Мы бы хотели, во-первых, рамочно все обозначить. В законодательство вносится огромное количество новых терминов, связанных с этим. И вторая часть касается деятельности онлайн-платформ. Сюда мы вносим понятие «инфлюенсер», — рассказал Айдос Сарым в кулуарах парламента.
Блогеров намерены обязать ставить метки на рекламный контент и нести ответственность за недостоверную информацию.
Есть ли связь с «охотой» на блогеров в России?
Недавно за уклонение от налогов в России под следствие попали сразу два блогера-миллионника — Валерия Чекалина и Елена Блиновская. Обе они замечены в сборе больших сумм денег с подписчиков. Поэтому казахстанцы начали связывать заявления Айдоса Сарыма об инфлюенсерах с «охотой» на блогеров в соседней стране. Но так ли это на самом деле?
«Сложно сказать, насколько депутаты хотят перенять опыт России. У нас периодически пытаются это делать. Но, действительно, по какому-то чудесному стечению обстоятельств, такие идеи инициируются сразу после крупных скандалов в России, — отмечает Диана Окремова. — Обсуждения относительно статуса блогеров идут давно, и соответствующие поправки продвигаются то депутатами, то министерствами».
Нужны ли нам эти поправки?
Диана Окремова считает, что пока рано говорить о минусах законопроекта, но вот необходимость самих поправок вызывает сомнение:
«Я категорически против введения какого-либо специального статуса для блогеров. На мой взгляд, в этом нет смысла. В законодательстве уже давно прописана вся ответственность в кодексах и законах. Проблема заключается в том, что эти законы не работают. Правоохранительные органы не привлекают к ответственности, например, распространителей фотографий детей, пострадавших от насилия. Анонимность в Интернете в Казахстане практически равна нулю, можно найти любого человека. Нужно заставить закон работать, создать прецеденты, раз государство хочет оградить граждан от финансовых пирамид».
Что делать блогерам?
Обсуждения в Мажилисе заставили казахстанских блогеров задуматься о том, как избежать нарушения закона. По словам Дианы Окремовой, сейчас важно соблюдать действующие законы:
«Попытки создать специальный статус "инфлюенсера" не являются лучшей идеей. Однако, налоговым органам следует работать над тем, чтобы доходы блогеров от рекламы не оставались в тени. Налоги должны быть уплачены».