Что не так с новыми правилами вождения самокатов?
10 мая Мажилис принял поправки в законодательные акты о ПДД и внимание общества привлекло новое требование: водительские права теперь нужны для управления электросамокатом. Что не так и что изменится для самокатчиков — разбираемся вместе с экспертом по коммуникациям Urban Forum Kazakhstan и участником «Открытого парламента» МИСК Диасом Маратулы.
Что изменилось в ПДД?
-
Электросамокаты теперь признаны транспортными средствами.
-
Максимальная скорость на дороге не должна превышать 25 км/ч, на тротуаре — 6 км/ч.
-
Разрешено движение по велодорожкам и обочинам без ограничений, но на дороге необходимо ехать крайней правой полосой, включая автобусную полосу.
-
По проезжей части на самокате можно передвигаться только взрослым, обладающим правами любой категории, в застегнутом шлеме и светоотражающей одежде в темное время суток.
-
Запрещено перевозить пассажиров и грузы.
-
На перекрестках и пешеходных переходах необходимо идти пешком, катить самокат рядом.
Как появился законопроект?
Причиной стало недовольство жителей больших городов растущим количеством мопедов и электросамокатов, что привело к изменению транспортной инфраструктуры.
«Основными нарушителями ПДД и участниками ДТП являются водители мопедов, а не самокатов», — отмечает урбанист Диас Маратулы. — Несмотря на это, требования иметь водительское удостоверение любой категории распространяется только на водителей электросамокатов, а водители мопедов смогут также продолжать управлять ими без прав. Если брать статистику по происшествиям, то за последние годы, не произошло ни одного смертельного ДТП по вине водителей самоката, с участием пешеходов. Было лишь одно ДТП с летальным исходом, но там самокат столкнулся с автомобилем».
В чем главная проблема поправок?
Диас обращает внимание на то, что закон одинаков для всех городов, тогда как «ситуация в крупных городах и в аулах совсем разная». Более того, изменения ударят в первую очередь по самым уязвимым слоям общества:
«Во-первых, лицам до 18 лет теперь запрещено использовать электросамокаты, поскольку они не могут получить водительские права. Это лишает подростков самостоятельности и транспортной независимости. Во-вторых, требование обязательного ношения шлемов и светоотражающих жилетов заведомо перекладывает ответственность за будущие ДТП с автомобилистов на самокатчиков. В мировой практике обязательное ношение шлемов существует только в некоторых странах, и в ни одной из них это не привело к популяризации велосипедов и самокатов, а лишь снижает их привлекательность как экологически и устойчивых видов транспорта. Кроме того, такой запрет коснется взрослых, которые не могут позволить себе купить машину или ежедневно тратиться на такси».
Готова ли инфраструктура?
Дополнительные запреты и требования вынуждают пользователей электросамокатов одновременно «пересесть» на общественный транспорт. Вопрос в том, готова ли транспортная инфраструктура к таким изменениям.
«Сегодня только в Алматы ежедневно совершается более 100 000 поездок на электросамокатах. Эти люди начнут перегружать итак переполненные автобусы, увеличивать спрос, а соответственно тарифы на такси. Да и общее количество пробок на дорогах возрастет. Кроме того, есть и противоречия с существующей городской велоинфраструктурой. Например, в новом законе говорится, что теперь, пересекая перекресток, необходимо спешиваться, а специальные вело-переезды (зеленая разметка), которые есть в некоторых городах, предполагают пересечение перекрестка по ним на ходу. В Алматы есть даже специальные вело-светофоры», — отмечает Диас Маратулы.
«Дружат» ли поправки с другими законами?
Основная проблема заключается в том, что в Казахстане нет категории водительских прав для электросамокатов, поэтому депутаты решили, что люди должны иметь водительские права любой категории, чтобы ездить на электросамокатах.
Эксперт подчеркивает: «Вынуждать людей учиться вождению автомобиля или мотоцикла, если они собираются использовать только электросамокат, кажется несправедливым».
Что не учли в Мажилисе?
Диас Маратулы поясняет, что при принятии поправок не были введены водительские права для водителей мопедов и не были установлены ограничения для водителей автомобилей, например, ограничение скорости до 30 км/ч на улицах, где нет велодорожек, чтобы снизить риски, связанные с тем, что самокаты будут двигаться по проезжей части дорог.
«Курьеры-водители мопедов способны объединяться и защищать свои права, как это было в конфликте с их работодателями. Возможно, из-за наличия «автолобби», ограничения на водителей автомобилей не были введены», — поясняет эксперт.