Cancel culture – орудие пораженных в правах

Культура отмены укрепляется в казахстанском обществе. Сегодня любой артист, спортсмен и публичная личность рискует попасть под кэнселинг за негуманные, противоречащие общепринятым нормам высказывания и действия. Мы поговорили с журналисткой, членом проектной команды @heforshecentralasia Майей Акишевой о том, что значит культура отмены в казахстанском контексте и когда правильно её применять.

Что значит культура отмены

Культура отмены (cancel culture) — публичное осуждение человека или определенной группы людей за оскорбительные, не совпадающие с нормами этики слова или действия. 

Майя Акишева объясняет, что этот термин появился относительно недавно: 

«Это феномен эпохи соцсетей, когда люди массово получили доступ к публичности, которая когда-то была привилегией узкого круга, получили возможность высказывать свое мнение и каким-то образом влиять на политику и инициировать перемены».

Термин может казаться слишком радикальным на русском языке. «Как это – отменить человека?», – рассуждает Майя. Есть альтернативные, «менее угрожающие» синонимы, передающие тот же смысл: 

«Раньше говорили “политическая корректность”, то есть выбирай слова, контролируй свои действия, потому что любое твое частное проявление может быть вынесено на публичное обсуждение и повлиять на твой имидж. То есть это осознание того, что у слов и действий будут последствия». 

В казахстанском контексте cancelling это важный инструмент борьбы за справедливость:

«Для нас, возможно, этот инструмент еще более важный и потребность в нем выше, чем, условно, в США, потому что в Казахстане, к сожалению, не работают другие механизмы, которые позволяют гражданам бороться за справедливость. У нас все неоднозначно с системой правосудия, и у людей нет уверенности, что их права, достоинство, честь, свободы будут защищены какими-то легальными инструментами. Остается прибегать к праву высказывать свое несогласие, к праву на свой нарратив, к “отмене”». 

Когда отменять уместно

Недавно в сети распространилось видео, на котором боксер Бейбут Шуменов избивает мужчину с ребенком на руках. Экс-чемпион мира подвергся кэнселингу. По мнению Майи, здесь и обсуждать нечего, не может быть разных точек зрения на происшествие: «человек совершил преступление, акт насилия в отношении другого человека, подверг риску и стрессу ребенка и должен понести за это наказание в правовом поле».

Другой пример – клип Мираса Жугунусова, в котором певец показал свою позицию против абортов. По мнению журналистки, обычно кэнселинг касается не действий, а слов или позиции людей с большим влиянием, которые могут быть вредоносны для уязвимых групп общества, идти вразрез с с их ценностями или универсальными этическими нормами: 

«Мне кажется, что баталии о правомерности кэнселинга разгораются именно вокруг таких кейсов, когда это слова. То есть, слова это как бы безобидно, он же никого не ударил и не убил, а просто выразил свою точку зрения, что тут такого. Но слова могут влиять на людей не меньше, чем дела. И здесь подключается cancel culture, здесь она нужна. Потому что как иначе донести свои идеи до людей, которые не понимают, что в этом такого, которые не знают о том, что это неправильно? Общественные дискуссии, которые происходят в интернете, помогают “настроить компасы”, понять, что нам как обществу важно, за какие ценности мы готовы стоять до конца».

Также культура отмены в таких случаях становится инструментом выражения для непривилегированных групп: 

«Публичные дискуссии – всегда хорошо, потому что именно в них меняются или формируются убеждения, в них могут высказываться уязвимые, маргинализированные группы людей. Если вернуться к примеру с Мирасом Жугунусовым, в Казахстане женщины, которых он атакует в клипе, – однозначно уязвимая группа населения. Поднимая волну кэнселлинга, люди говорят: “с нами так нельзя”. К сожалению эмпатия – это качество, которое не у всех есть. Многим сложно поставить себя на чужое место и понять, в чем проблематичность каких-то действий или высказываний. Такие дискуссии помогают если не научиться эмпатии, то осознавать другого, понимать его или ее точку зрения. Кэнселлинг в каком-то смысле орудие пораженных в правах, непривилегированных групп населения. Когда у тебя нет других инструментов бороться за себя, что ещё остается, кроме как привлечь на свою сторону общественную поддержку?». 

Хейт-спич – да или нет?

«Я внутри себя допускаю, что радикальный язык, категоричный и резкий, более уместен, когда он направлен на людей или группы людей, обладающих большей властью, чем ты, говорящий. Если говорить терминами стендап-комедии, punch up. То есть если ты жестко критикуешь правительство, сильных мира сего, кого-то облеченного властью, – это одно дело. Если ты кэнселишь человека, который не обладает теми же привилегиями и властью, что и ты или твоя группа, и делаешь это в некорректных выражениях, ты превращаешься в палача», – считает Майя. 

Важно помнить, что за оскорбления в Казахстане предусмотрена уголовная ответственность. Согласно статье 131 УК РК, «оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, наказывается штрафом в размере до 100 МРП либо исправительными работами, либо привлечением к общественным работам на срок до 120 часов». За оскорбление в СМИ наказание жестче – штраф до 200 МРП, привлечение к исправительным работам или общественным работам на срок до 180 часов. 

Как правильно отменять?

Майя считает, что если есть сомнения, какие термины можно использовать, а какие – не стоит, можно перечитать правила сообщества в социальных сетях:  

«Присоединяясь к кэнселингу за правое дело, надо оставаться корректным… Я понимаю, что эмоции захлестывают, когда происходят резонансные случаи, но в голове нужно держать одну мысль: используя хейт-спич ты должен быть готовым стать его мишенью в любой момент. Не зря в том же инстаграме существует свод правил по поддержанию безопасной среды в сообществе. А еще помните – что язык ненависти, преувеличения, негативно окрашенные выражения, которые призваны вызывать бурные деструктивные эмоции – это почерк пропагандистов и создателей фейков».

Тем более, что достучаться до человека, ставшего мишенью культуры отмены, можно только через корректную публичную дискуссию:

«Уверена, что чересчур эмоциональные высказывания с использованием нецензурной лексики, унижающие человеческое достоинство не ведут к желаемому эффекту. Человек, который становится мишенью ненависти, не исправляется, а занимает оборонительную позицию – это естественная реакция. А если уж цель кэнселинга, чтобы этого не повторилось, чтобы публичные люди, допускающие проблематичные высказывания и распространяющие проблематичные точки зрения, задумались, а не укрепились в своих “неправильных” взглядах, мне кажется информация должна доноситься корректно. Допуская вероятность, что шанс на исправление – есть… Опять же, речь не о преступлениях, с ними все ясно, а о словах.  Желательно сохранять человеческое достоинство, даже когда очень правильно негодуешь против чего-то неправильного».

В качестве примера корректного кэнселинга в Казахстане Майя приводит рубрику #batyrjamal_nameshame. В англоязычном пространстве журналистке нравится, как доносят свою позицию блогеры и публичные личности @raindovemodel, @sainthoax, @mattxiv

Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Youth.kz»